Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи: Практическое руководство

Изысканное искусство
  • Декоративные цветы из ткани
    для украшения интерьера
  • Технология изготовления цветов
  • Изготовление тычинок и пестика
  • Гофрирование деталей
  • Выкройки и сборка цветов
  • Ромашка
  • Космея
  • Колокольчик делают из крепдешина
    или тонкого шелка
  • Шиповник
  • Лилия
  • Тюльпан
  • Орхидея
  • Ирисы – прекраснейшие цветы.
  • Гвоздика персидская (махровая)
  • Фиалки лучше делать из шелка
  • Анютины глазки
  • Душистый горошек
  • Ветка цветущей яблони
  • Жасмин махровый
  • Декоративная листва
  • Отделочные цветы из ткани
    для украшения одежды
  • Цветы из капрона на проволочном
    каркасе
  • Материалы и инструменты
  • Бумажные цветы
  • Технология изготовления цветов

    Чтобы сделать цветок, максимально похожий на реальный, его нужно хотя бы разглядеть, чтобы понять его строение. В некоторых книгах даже советуется живой цветок разобрать на части, высушить детали и сделать с них выкройки. Но это как-то жестоко. Тем более что очень важны окраска цветка и его образ – ведь многие цветы по строению очень схожи, но при этом мы всегда отличим астру от хризантемы или «золотого шара».

    Большинство декоративных растений состоят из стебля с листьями или без них, который увенчивается головкой самого цветка. Цветок состоит из лепестков, которые образуют венчик, а также из тычинок и пестика (завязь). Головка цветка, как правило, в месте прикрепления к стеблю имеет чашечку, что облегчает сборку искусственного цветка. Но у таких цветов, как тюльпан, лилия, мак, венчик не имеет чашечки и крепится прямо к стеблю, тогда крепление приходится производить изнутри.

    Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи: Практическое руководство

    Стебель может быть одиночным или иметь несколько ответвлений, быть прямым или извилистым, может иметь шипы.

    Технология создания искусственных цветов не очень сложная. Для изготовления цветка подбирают соответствующую ткань, из которой по выкройке вырезают детали. Если ткань цветная, то ее чуть подкрашивают, если же белая, то ее окрашивают анилиновыми или другими красителями в нужный цвет. Затем детали желатинят, сушат и гофрируют. Из готовых деталей на проволочном стебле собирается цветок.

    Изготовление выкроек

    Лепестки венчика, чашечку и листья вырезают по выкройке. Выкройки для каждого цветка делают из плотного картона и на них сразу надписывают: какая это деталь, левая или правая сторона, количество деталей. Это в дальнейшем сэкономит вам массу времени при работе.

    Контуры детали обводят по выкройке на ткани острым кусочком мыла или карандашом, желательно схожего цвета с цветом детали. Выкройку раскладывают на ткани строго по косой линии.

    У ромашки лепестки одинаковые, и их можно выкраивать по одной выкройке. У орхидеи лепестки разные, и для них требуется несколько выкроек. Чтобы выразить характер анютиных глазок, нужно вырезать парные противоположные лепестки. Для этого на выкройке лучше сразу отмечать правые и левые лепестки.

    Хранить подготовленные детали цветов и листьев, во избежание загрязнения и заломов, лучше в бумажных конвертах или коробках из-под конфет.

    Окраска разных деталей у цветов

    Во избежание усадки и образования пятен при окрашивании перед началом работы все ткани необходимо выстирать, тщательно прополоскать, обрезать ненужные нитки и еще влажную ткань отгладить.

    Вырезанные по выкройке детали смачивают в холодной воде и раскладывают на белой промокательной бумаге или салфетке. В маленьких чашечках или крышках от баночек разводят небольшое количество нужного красителя (на воде или спирту, в зависимости от того, что написано на пакете с краской). Краску делают достаточно концентрированной, пробуют на лоскутке, а затем, если нужно, разводят до более светлого тона. Набрав на кисточку краску, деталь окрашивают.

    Цветочные венчики. Некоторые лепестки, например тюльпанов, сначала окрашивают в разведенном красителе, затем постепенно добавляют краску и делают цвет насыщенным.

    У махровых цветов (пионов, роз) лепестки в соцветии окрашены по-разному: в центре они светлее, а к краям – темнее. Чтобы переход цвета был натуральным, сначала разводят самый темный цвет. В него окунают часть лепестков и оставляют ненадолго, пока они не вберут в себя достаточно краски. Затем раствор краски разводят водой или спиртом в соотношении 3: 1 и в него опускают часть лепестков. И так четыре раза, пока цвет не станет почти белым.

    Большинство лепестков (розы, тюльпаны, мальва, анемоны) у основания имеют светлое пятно, часто окрашенное в зеленовато-желтый цвет. Поэтому при окраске на салфетке основание цветка закрывают пальцем и подкрашивают лишь после того, как основной цвет высохнет.

    Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи: Практическое руководство

    Если окрашивают в плоском блюдце, то лепестки раскладывают в нем так, чтобы кончики лежали на краю.

    Если нужно покрасить небольшое количество лепестков, то их опускают в краску, зажав кончик пинцетом.

    Покрасив одну сторону детали, ее перекладывают на сухую салфетку и окрашивают другую сторону. Окрашенную со всех сторон деталь аккуратно пинцетом перекладывают на еще одну сухую салфетку и дают полностью высохнуть.

    Как правило, лепестки окрашивают от края к центру, но имеются и исключения. Так, лепестки ирисов и орхидеи красят от центра к краям (центр лепестков светлее, чем середина и края).

    В центр влажных лепестков чайных роз обязательно кладут каплю краски более интенсивного тона – своеобразный румянец. Можно и наоборот, в центр на уже окрашенный лепесток капнуть спирт, разведенный водой, и тем самым высветлить участок лепестка.

    У многих цветов на лепестках присутствует окантовка из чуть более темного цвета. Ее наносят тонкой кистью, фломастером (если он подходит по цвету), окрашивая самый край лепестка.

    Жилки у ирисов, полоски от центра у анютиных глазок и настурции, пятнышки у тигровой лилии, центральные жилки у орхидеи рисуют тонкой кисточкой только на полностью просохших лепестках – иначе краска растечется.

    У некоторых растений окраска внешней и внутренней стороны лепестка различна. Так, у лилий, гербер, цветных ромашек внутренняя часть окрашена более интенсивно. Ее красят сухим способом по просохшему материалу. Для этого ватным тампоном на лепесток наносят немного красителя и осторожно втирают его в ткань. Остатки просто сдувают. Изнанку лепестка окрашивают краской с белилами (светло-зеленой, бледно-желтой и т. д.).

    Если венчики цветков мелкие (маргаритки, незабудки), то лучше сначала покрасить ткань, а затем выкраивать из нее лепестки или целые венчики.

    Если вы ошиблись с цветом, то опустите ткань в горячий раствор гидросульфата натрия (5 г на литр кипятка), потом тщательно отполощите. Ткань придется окрасить заново.

    Листья. Чтобы листья выглядели реалистично, не окрашивайте их чистой зеленой краской – они в этом случае, как правило, приобретают неестественный цвет. Более органичный зеленый получается, если в него добавить желтую, розовую, коричневую, иногда синюю краску. Если же у вас имеется только зеленая краска (или ткань), то нужно на просохшей детали коричневым, бордовым или оранжевым карандашом подкрасить край и нанести краску вокруг жилок или в некоторых местах поставить точки (как будто повреждения от насекомых) – это сделает лист похожим на живой.

    Стебли окрашивают, когда они уже затянуты (обклеены) бумагой или тканью. Но лучше стебли сразу обклеивать цветным материалом, а потом сухой кистью наносить на них требуемый оттенок. Стебли будут выглядеть более живыми, если с одной стороны их покрасить в более темный зеленый цвет или нанести коричневый оттенок.

    Желатин и крахмал

    Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань.

    Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат – желатином или картофельным крахмалом.

    Желатин готовят следующим образом: 3 чайные ложки желатина заливают холодной водой (200 мл) и настаивают не менее 1 часа. Затем получившийся раствор переливают в жестяную посуду, ставят на водяную баню (в большую посуду с водой) и, постоянно помешивая, нагревают. Как и в случае с крахмалом, желатин нельзя кипятить.

    Можно приготовить желатин и более традиционным способом: 3–4 ложки мелкорубленого желатина (или 2–3 пластинки листового) заливают 1,2 стакана холодной воды и дают ему 50 минут постоять и разбухнуть. Затем в разбухший желатин вливают 1,2 стакана, но уже кипятка и быстро размешивают. Если желатин старый и не полностью разошелся, то его подогревают на паровой бане. Приведенный рецепт желатина рассчитан на крахмаление натурального шелка.

    Для плотных тканей – вискозы, ситца – требуется более слабый раствор желатина, а для капрона, батиста, крепдешина – более насыщенный. Чем тоньше ткань, тем больше желатина она потребует.

    Бархатные ткани аккуратно покрывают желатином только с изнаночной стороны (флейцем, ватным тампоном или просто руками). На ворсистую (лицевую) сторону бархата желатин попадать не должен. Делается это на весу, а небольшие куски бархатной ткани желатинят на платяной щетке, положив ткань лицевой стороной на щетину. После того как ткань высохнет, ее аккуратно, также на весу, гладят.

    Другие ткани опускают сухими в горячий раствор желатина и отжимают, пропуская сквозь пальцы, чтобы убрать излишки желатина.

    Сушат накрахмаленные ткани в пяльцах, на раме или, хорошо расправив и разгладив руками, на веревке. Ткань нельзя отжимать и скручивать.

    Качественно сделанная ткань должна шуршать.

    Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся.

    Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе.

    Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново.

    Крахмал готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю.

    Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и флейцем нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке.

    Сушить накрахмаленную ткань можно также на пяльцах или на раме, на которой влажную ткань закрепляют, желательно медными гвоздиками.

    Изысканное искусство Декоративные цветы