Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

В системе образования и воспитания большое внимание уделялось не только языку и знанию высокого стиля общения, но и памяти. Придавать важное значение развитию памяти стало тибетской традицией. На протяжении многих веков использовался известный в Тибете метод тренировки памяти, он заключался в том, что человек помещается в специальную комнату, уставленную тысячами и тысячами ящичков, и при этом должен визуально чувствовать предмет и точно знать, где он находится. После некоторой тренировки не составляет труда мысленно войти в комнату, открыть нужный ящичек и вытащить из него то, что тебя интересует. Любое знание условно затем можно было «положить в ящичек», а потом «найти» — вспомнить. Если в Риме существовала наука о памяти — мнемоника, то в Тибете внедрилась в культуру народа практика тренировки памяти. Это способствовало овладению каждым тибетцем своим сознанием, формированию сильной воли и духа. Такие черты наложили отпечаток на мировоззрение тибетцев и придали ему духовное своеобразие. Самосовершенствование стало неотъемлемым качеством человека, живущего в Тибете. Это повлекло развитие практики йоги, которая превратилась в науку методики, позволяющей улучшить и усовершенствовать человека. Тибетцы начинали ее изучение с детства. В системе дыхания в определенной методике кроется секрет многих тибетских феноменов. Практика йоги осуществляется при наличии опытного и умного наставника. Многие из побывавших в Тибете рассказывают о ламах-курьерах, способных управлять весом своего тела (левитация) и пробегать огромные расстояния на большой скорости, едва касаясь земли в течение многих часов.

У тибетцев существует пять ступеней йоги: хатха-йога, или совершенствование физического тела, которое называется «средство передвижения»; Кундалини-йога, дающая силу психического порядка и ясновидение; лайя-йога, которая учит владеть сознанием, то есть не забывать того, что ты увидел, услышал или прочитал даже с первого раза; раджа-йога, которая подготавливает человека к концепции переходности явлений, самообладания и мудрости; самадхи-йога, что ведет человека к Высшему Озарению и позволяет ему понять смысл бытия и то, что его ожидает в загробной жизни.

В Тибете считают, что души бессмертны. Их молитва: «Ом! Мани падме хум!», что буквально переводится: «Спасение в радости лотоса!» Но тибетцы понимают это гораздо глубже: «Спасение в самом себе!» Смерти фактически нет, потому что ей сопутствует новое рождение в другой жизни. Душа человека, согласно мировоззрению тибетцев, вечна, физическое тело служит одеждой, в которой временно живет душа. Выбор физического тела определяется задачей, которую душа должна выполнить, находясь на земле.

Колесо Жизни для тибетцев это цикл: рождение — жизнь — смерть — возвращение к духовному началу и спустя определенное время возрождение при других условиях и обстоятельствах. Человеческий опыт должен научить человека, его карма при этом улучшается.

Согласно взглядам тибетцев, существуют миллионы других миров, обитатели которых сильно отличаются от человека и на порядок выше его по развитию. В Тибете никогда не разделяли точку зрения, что человек представляет собой наиболее развитую и благородную ветвь эволюции, и верят, что существуют более высокие формы цивилизации.

Духовные ценности для тибетцев действительно были превыше всего. Размышление, медитация и преодоление оков телесной оболочки было обычным явлением для них. Духовную и умственную энергию они направляли на размышление о сострадании, переменчивости бытия, смысле жизни и смерти. Прогресс внешнего мира тибетцев никогда не интересовал, и технические достижения западной цивилизации они не воспринимали. Для них тело есть не что иное, как живая раковина для большого «Я», управляющего телом. В Тибете считают, что человек воплощен в своем несовершенном теле для того, чтобы приобрести знания и развиться. Во время сна человек переходит в другую плоскость бытия, его душа освобождается от материальной оболочки и начинает плавать, будучи связанной с телом «серебряной нитью», которая обрывается только в момент смерти.

Аура, окружающая тело, независимо от того, кому и как ее удается увидеть, есть не что иное, как жизненная сила, горящая внутри живого существа. Тибетцы считают, что эта сила, как и молния, электрического происхождения. Открытие «третьего глаза» позволяет увидеть ее и обладать духовидением.

Эта способность достигается путем упорных тренировок, но открытие «третьего глаза» является посвящением, которое проводится в монастырях с посвящаемыми в тайные знания.

Тибетские предания гласят, что давным-давно люди умели пользоваться «третьим глазом». Это было время, когда боги ходили по земле и жили среди людей. У людей при виде богов возникало желание их убить, так как они завидовали тому, что боги видят все. В наказание за это боги закрыли «третий глаз» у людей. С тех пор на протяжении многих столетий дар ясновидения был уделом немногих. Тысячелетиями тибетцы проникали в тайны ясновидения и телепатии, но всегда понимали, что они должны быть открыты далеко не всем. Настоящий специалист оккультных наук в Тибете не раскроет своему ученику всех секретов до тех пор, пока не убедится в нравственном достоинстве ученика и его моральном праве знать их. В тайных силах нет ничего сверхъестественного, они являются результатом действия определенных законов природы, и познать их может каждый, у кого открыт «третий глаз», но это является определенным религиозным ритуалом в монастырях.

Открытие «третьего глаза» при посвящении так описывает лама Лобсанг-Рампа: «В день рождения посвящаемого приводят в комнату, из которой уже не разрешается выходить. Входят трое лам высокого ранга и накладывают на лоб компресс из трав и привязывают его бинтом. Затем они удаляются и приходят поздно вечером того же дня. Компресс снимают, тщательно моют лоб и насухо вытирают. Один лама садится сзади и зажимает голову посвящаемому в своих коленях. Другой открывает коробку и извлекает оттуда блестящий инструмент из стали с мелкими зубчиками на остром конце, которые напоминает шило. Перед осмотром инструмент простерили зовывается на огне. Необходимо, чтобы посвящаемый был в полном сознании. Зубчатый конец инструмента приставляется к середине лба и ручка вращается. Зубчики вгрызаются в лобовую кость. Затем пробка из твердого дерева, обработанная на огне, что придает ей прочность стали, вставляется в паз инструмента и перемещается по пазу вниз, пока она не входит в отверстие, просверленное во лбу. Этот кусочек дерева все глубже и глубже всаживается в голову. Деревянная пробка во лбу остается. С ней проводится около трех недель, почти в абсолютно темной комнате. Накануне 17 дня лоб распаривается настоем из трав. Свет в комнате делают нормальным, почерневшая пробка удаляется резким рывком и сжигается в ладане. Так заканчивается первый цикл посвящения».*

В Тибете самосовершенствование человека может идти по двум направлениям: совершенствование в миру и совершенствование отрешением от мира. Выбирающие второе удаляются в монастыри, где живут в обителях отшельников, представляющие собой маленькие камеры, выдолбленные, как правило, в склоне горы. Часто такие отшельники, пробыв в миру несколько недель, снова принимают затворничество, но уже до конца своих дней. Оно вовсе не бесцветно и не бесполезно, как может показаться на первый взгляд, поскольку для тибетца человек есть дух, который, сбросив путы телесной плоти, устремляется ввысь и облетает вселенную, где может оказаться полезным через свои мысли. Мысли, считается в Тибете, — это волны энергии. Направленная и частично сконцентрированная мысль может передвигать предметы. Направленная дифференцированно мысль превращается в инструмент телепатии, посредством ее можно на расстоянии совершать определенные действия.

Древняя религия Бон, согласно которой люди Тибета поклонялись множеству духов, со временем складывалась в устойчивые культы, напоминающие культы шаманов. Бон («религия богов») появляется I в. н. э. в эпоху первого правителя Тибета Някхри, который покорил страну Сумпа (Северовосточный Тибет). При царе Сонцзэнгампо положение бонцев было еще достаточно прочным. Только царь Тисрондэцан начинает их притеснение. «Главными бонскими богами являются Небо и Земля. Кроме них существует масса самых разных духов: духи гор, лесов, рек, озер и т. д., а также многочисленные злые бесы. В бонской религии была и существует до сих пор жреческая организация, представители которой общаются с духами, заклинают, пытаясь умилостивить одних, и подавляют других».

Основателем бонской религии был Шенраб. По одной из легенд он спустился с неба на землю в виде радуги. Согласно бонцам, было два мира света: белый и красный. Легенда о сотворении мира и человека рассказывает, что сначала между бытием и небытием появляется чудесный человек — Владыка Бытия, а затем белый и черный лучи света «превращаются в два горчичных зерна: черное и белое. Потом появляется черный человек по имени Черный ад. Он, будучи творцом зла, отделяет день от ночи, посылает гром и молнии, посылает болезни и демонов на людей, предписывает всем убивать друг друга. Он... является воплощением небытия. Вслед за ним появляется белый человек в окружении света, который называется Владыка, Любящий Бытие».*


Сущность и сила христианского средневековья