Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли является Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в области философии и эсхатологии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали существенное влияние на русский религиозно-философский ренессанс конца XIX — начала XX в., а также на становление и развитие литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а затем К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое своеобразное философское направление, названное впоследствии русским космизмом.

Соловьев описывает мировой космо-эволюционный процесс, который проходит через множество стадий и завершается тем, что через живой организм происходит дальнейшее сближение мировой души с Божественным началом. Это стремление посредством цепи развития бессознательного находит современную форму для Божественной идеи. Таковым является человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи, как начала внутреннего всеединства, в форме сознания и свободной деятельности».

К идее космоэволюционного процесса несколько иначе относится другой русский философ — оригинальный представитель космизма Н. Федоров. Основными его иде­ями были мысли по проекту «регуляции природы» как «внесения» в нее «воли и ра­зума», обретения человеком и человече­ством более высокого вселенского статуса, включавшего его бессмертие, вплоть до воз­вращения к преображенной жизни всех прошедших поколений. Н. Федоров считал, что в человеке воссоздается жизнь всех ушедших поколений — поиском, трудом и творчеством. По его мнению, смерть проти­воестественна для человека и чужда челове­ческому духу, и на этом основании он пытал­ся развить идею всеобщего человеческого.

Ю. Фельтен. Церковь Иоанна Предтечи в Петербурге.

К. Э. Циолковский резко обнажил вопрос: зачем все существует в мире? Этот вопрос страшен, но он существует. К. Э. Циолковский именно так поставил этот вопрос, размышляя над теорией космических эр. Он замечает: «Есть вопросы, о которых мы не можем говорить, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаем себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем все это?.. Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики — это дело нашего дня, а вот ночью мы живем другой жизнью, если зададим себе этот проклятый вопрос. Говорят, что задавать такой вопрос — просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят — даже преступно. Согласен с такой трактовкой... Ну, а если он, этот вопрос, все же задается... И задается он не только здесь, в светелке Циолковского, но некоторые головы полны им, насыщены им — и уже не одно столетие, не одно тысячелетие... Этот вопрос не требует ни лабораторий, ни трибун, ни афинских академий. Его не разрешил никто: ни наука, ни религия, ни философия. Он стоит перед человечеством — огромный, бескрайний, как весь этот мир, и вопиет...»* Мысли о вечном пробуждают раздумья о конечности своего существования. Молодости неведома конечность, она далека еще и неощутима. Чтобы человек узнал его, дух должен поглотить молодость, тогда он может почувствовать свою конечность и предстать перед вечность

В XIX в. появились течения славянофилов и западников. Виднейшими представителями славянофильства были А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и И. В. Киреевский. Они отстаивали идею о том, что Россия в истории выбирает свой исконный путь развития и не должна пойти по западному пути. Славянофилы считали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм, смирение и покорность царизму. Западники, напротив, к примеру П. Я. Чаадаев, отстаивали идею, что русские должны приобщиться к ценностям западного мира. Кроме западников и славянофилов, во второй половине XIX в. имели место активная деятельность и творчество революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Их идеи преобразования России призывали к революционным общественным изменениям.

XIX в. славен не только философским творчеством, но и небывалым подъемом в развитии русской литературы. Романтизм начала века представлял ее красочную страницу. Жуковский, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, некоторые поэты-декабристы были его представителями. Русской культуре первой четверти века были свойственны черты классицизма, в котором находил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. В сознании «русских рыцарей» — будущих декабристов — витали тени республиканских героев Рима.

Н. Ульянов. Портрет А. С. Пушкина. 1937.

Н. И. Ильин. А. С. Пушкин в Михайловском. Иллютрация к роману «Евгений Онегин».

Н. Ильин. Заставка к книге лирики М. Ю. Лермонтова. 1947.

Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Я. В. Гоголя.

Та великая русская литература, которая стала национальной культурой, дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева, составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева и была дворянской культурой.


Традиционная культура Японии