Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Русская культура XIX века

Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись.

Музыка. Театр. Балет.

Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

Первые организации декабристов возникают в 1816—1821 гг. Их политической школой стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. После внезапной смерти императора Александра I возник династический кризис. Члены Северного общества решили поднять восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. (в день присяги императору Николаю I). Но пассивная тактика восставших позволила властям стянуть к площади верные правительству войска. Восстание было подавлено. Однако декабризм стал значительным общественно-историческим явлением и оказал особое влияние на формирование русской культуры свободомыслием и бунтарством.

Среди последствий реформ Петра I одно из главных мест занимает создание дворянского сословия. Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом разночинцам, начавшим с 1840-х гг. также играть определенную роль в русской культуре.

В начале XIX в. особенно заметным стало отличие военного человека от статского. Молодые люди оделись в черные фраки, после чего черный цвет утвердился как цвет официальной одежды статского мужчины.

Женщина этой поры начинала играть в бурно изменяющейся жизни все большую роль. Вхождение женщин в мир, ранее считавшийся «мужским», началось с литературы. К этому времени частная переписка (семейная, любовная), постепенно разрастаясь, превратилась в неотъемлемую черту дворянского быта. Уже у Фонвизина неграмотная женщина — сатирический образ, хотя высшее образование, которое открывало путь в науку, для женщин в России XIX в. было недоступно. Они вынуждены были получать его за границей.

Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, «женский мир» становился тем не менее все более духовным. Домашние библиотеки женщин начала XIX в. сформировали облик людей 1812 г. и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX в.

Ополченец. Скульптура И. Ковшенкова

.

Крымская война. Севастопольский бастион. Газетная иллюстрация. 1855.

Возникший в Европе в XVIII в., романтизм в XIX в. проникает в Россию. Вместо идеала естественности в красоте женщины начинает нравиться бледность — знак глубины сердечных чувств. Здоровье представляется чем-то вульгарным. Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, грустной.

Литература и искусство начала XIX в. создают идеализированный образ женщины. Идеалом эпохи становится образ поэтической девушки. Героические поступки женщин эпохи декабризма — во многом плод проникновения поэзии Жуковского, Рылеева и Пушкина в женскую библиотеку на рубеже XVIII-XIX вв. и в первые десятилетия XIX столетия.

Начало XIX в. отмечено подъемом в системе народного образования. Было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 г. в виде «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственным университетам».

Народное образование в России делилось на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Тиленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский.

Народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, которые являлись первой, низшей ступенью общеобразовательной системы. Они создавались как в городах, так и в деревнях при церковных приходах. Ими ведал священник или владелец имения. Учебный год в сельских приходских училищах был короче, чем в других школах, от конца до начала полевых работ, с сентября по март.

В XIX в. в России получил известность институт благородных девиц. Воспитанницы института делились по 4 возрастам. В учебной программе особое место занимали закон Божий и иностранные языки. Помимо этого преподавались русский язык, арифметика, география, история, в третьем возрасте — архитектура, опытная физика и геральдика, а для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанницы обучались шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Кроме того, преподавались рисование, музыка и танцы. В четвертом возрасте девушка осваивала правила светского обхождения и учтивости. В институте и домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали институтки. На торжественные собрания, посвященные окончанию учебного года, приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.

В XIX в. в России также существовали закрытые учебные заведения для дворянских юношей, кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Наряду с общеобразовательными государственными школами в России была создана система закрытых учебных заведений для дворян. В большинстве своем это были военные училища.

Ученые России в XIX в. сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировую известность.


Традиционная культура Японии