Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имел а все основания: увлечение философскими и социально-политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины П. «Наказ» отразил гуманные принципы Просвещения, веротерпимость и вольность граждан, равенство их перед законом. В «Наказе» отчетливо проявилась начатая Петром I тенденция обновления России, преодоления ее обособленности, включения страны в общеевропейское развитие и сохранение национального своеобразия. «Наказ» запечатлел эту тенденцию: «Россия есть Европейская держава». В подготовительных записках к «Наказу» говорилось о том, что «делать рабов из людей» «противно христианской религии и справедливости», что крепостные должны освободиться по мере перемены собственника земли. Ни последующая редакция «Наказа», ни расхождение его с практикой в виде расширения сфер закрепощения крестьян, ни резкое изменение политики в 1780-1790 (преследование масонов, Радищева) не зачеркивают значения социально-философских идей Екатерины 1760 — начала 1770-х гг.

И. Е. Стасов, Таврический сад в Санкт-Петербурге План. 1783-1789.

Именно в этот период идеи Екатерины II были созвучными европейскому Просвещению, и это нашло отклик у Дидро, породив определенные надежды и иллюзии.

В XVIII в. создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования новых диалектов. Формируется русский общенародный разговорный язык. Как образец выступает московский диалект. В 90-е гг. Н. Карамзин провел реформу литературного языка. Это позволило привлечь к чтению широкий круг населения.

В середине XVIII в. господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм. Появляются первые национальные трагедии и комедии (А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие поэтические произведения созданы

Э. М. Фальконе. Памятник Петру I в Петербурге «Медный всадник».

Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление в литературе — сентиментализм, связанное с творчеством Н. Карамзина и А. Радищева. Расширение культурных связей с другими странами, более подвижный образ жизни и популярность путешествий привели к развитию эпистолярного жанра. Публикации частных писем, художественных произведений, написанных в форме обращения к другому лицу, были заметным явлением в русской литературе.

Один из советов Дидро был реализован — по его предложению в Петербург был приглашен скульптор Фальконе, создавший «Медного всадника» Дидро поддерживал скульптора, обсуждал с ним возможные решения проекта памятника. Художественная интуиция Фальконе одержала верх над рецидивами рационалистических, рассудочных суждений Дидро о скульптуре.

Особенно яркое свидетельство совершившегося поворота в системе ценностей XVIII в. — архитектура Петербурга и портретная живопись. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность к упорядоченности. Зодчие отражают это в облике города, художники — в изображении человека.

В. Растрелли. Воронцовский дворец. Фрагмент плана Санкт-Петербурга. 1764-1773.

В области градостроения произошел переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Для успешного решения задач в области градостроительства были приглашены иностранные архитекторы, но только к началу XIX в. город приобрел «строгий, стройный вид». В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы — В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли.

Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 г. Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII в. появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства. Новаторское творчество Ф. Рокотова отличалось исторической глубиной, человечностью. К высшим достижениям жанра относится серия портретов воспитанниц Смольного института Д. Левицкого. Он внес качественные изменения в создание парадных портретов. В. Боровиковский в портретах с помощью приемов сентиментализма обратился к духовному миру человека. Распространение получила графика, пейзаж, мозаика. Впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Во второй половине XVIII в. взлет в развитии переживает скульптура. Прекрасные образцы скульптуры оставили Э. Фальконе, М. Козловский, И. Мартос.

В. Растрелли. Дом барона Строганова на Невском проспекте. Фасад по набережной Мойки.

А. Остроумова-Лебедева. Стрелка Васильевского острова в Петербурге. Гравюра на дереве.

Первый национальный театр был создан Ф. Волковым в Ярославле в 1750 г., а через шесть лет открыт русский театр в Петербурге. С петровского времени в обиход высших слоев общества широко входит музыка. Организуются регулярные концерты. С середины XVIII в. популярной становится опера. Вначале исполнялись произведения итальянских, французских композиторов. Затем появились первые профессиональные композиторы и в России (Е. Фомин, Д. Бортнянский), были написаны национальные оперы, родился жанр камерной лирической песни — романса.

XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования ее своеобразного уклада. Этапами ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII в. гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли.

Каждая эпоха требует определенного уровня культуры, ее развития и преобразований. Отличительной чертой эпохи XVII—XVIII вв. было широкое распространение просвещения.


Традиционная культура Японии