Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать.

Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения.

В 1719 г. открывается первый русский музей — Кунсткамера. Закономерным итогом реформ в сфере просвещения и науки стало открытие в Петербурге согласно указу Петра 1724г. гимназии, университета и собственно Академии. Гимназия была подготовительным учебным заведением для поступления в университет, а Академия стала собранием ученых.

Петром вводились новые обряды в общественно-культурной жизни, бытовом укладе. Они были направлены на привитие западноевропейского образа жизни. В результате реформ начала века произошли значительные изменения не только во внешнем облике правящих слоев Русского общества, но и в духовном, в нравственных понятиях, в частных взаимоотношениях. Эти изменения вели к обособлению дворянства в обществе, к выделению его в привилегированное сословие. Однако преобразования практически не затрагивали низшие слои населения.

С. Герус. Старый Минск. 1953.

Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов— «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» —это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII-XIX вв. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол. Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. Национальное самосознание было открыто к контактам с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Живя рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. В XVIII столетии идея служения Отечеству стала одной из центральных в русской национальной культуре.

В. Айвазян. Дзюрагюх. 1960- е.

Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, в 40-х гг. XVIII в. начался новый подъем культуры. Происходят важные перемены в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков — поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением.

При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 г. в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX в. не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х гг. XVIII в. он развернул активную издательскую работу. Однако центром общественной и культурной жизни Московский университет стал только в XIX в.

Во время правления Елизаветы ( 1741- 1761) и в образовании, и в управлении государством, и в формировании русской культуры наметился поворот к национальному. Она прежде всего покончила с пронемецким режимом в системе управления государством. Елизавета всегда способствовала продвижению нового поколения русских людей, не делая при этом различия между знатными вельможами и мелкопоместными дворянами. Она постоянно покровительствовала всему национальному. «Время Елизаветы — это время Ломоносова, период расцвета русской науки и искусства, начало полководческой деятельности Суворова и Румянцева. Оно положило начало воспитанию плеяды новых деятелей, которые потом составили славу Екатерины II как внутри страны, так и за ее пределами».

Решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившейся до 1815 г. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия. Особое внимание Екатерина уделяла воспитанию «новых людей», нравственно совершенных, которые в таком же духе будут воспитывать своих детей, что привело бы к изменениям в обществе. Предполагалось, что новый человек будет воспитываться в западном духе. Большое внимание уделялось гуманитарному образованию. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты, кадетские корпуса.

Одной из самых значительных страниц в истории российского Просвещения эпохи Екатерины II явились многосторонние контакты русской императрицы с виднейшим французским философом Дени Дидро.

Екатерина уже через девять дней после вступления на трон завязывает переписку с Дидро (так же как и с Вольтером), покупает его библиотеку, назначая ему жалованье как хранителю библиотеки. Осенью 1773 г. Дидро по приглашению императрицы приезжает в Петербург и, остановившись в доме вельможи Нарышкина, живет целый год в столице, пристально изучая экономику, быт, социальные отношения, культуру молодой столицы и регулярно посещая Зимний дворец для продолжительных бесед с Екатериной.

Екатерина II. Фрагмент гравюры с портрета работы Д. Левицкого.

М. В. Ломоносов.

А. Венца. Казнь. Иллюстрация к повести А. С, Пушкина «Капитанская дочка».

За этой внешней канвой скрывался глубинный исторический смысл — взаимодействие и пересечение линий российского и западноевропейского Просвещения.


Традиционная культура Японии