Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Развитие естественных наук в странах Западной Европы было подготовлено философскими исканиями этого периода. Виднейшие представители эмпиризма и рационализма (особенно Локк и Декарт) оказали реальное влияние на развитие и опытно-экспериментальной науки и теоретической мысли в Европе. Поэтому естественно, что русская философия и наука петровского времени восприняли это духовное богатство.

Характерно, что на первом заседании созданной Петром Петербургской Академии наук обсуждали вопрос о том, какой метод — метод Декарта или метод Ньютона — представляет наилучшие возможности для научных исследований.

В становлении русской науки особенно велика роль таких голландских естествоиспытателей, как Гюйгенс (физика, астрономия, математика), Левенгук (создание микроскопа), Сваммердам (анатомия), Бургаве, Тульп (клиническая медицина). Изучение трудов этих ученых способствовало преодолению теологии и утверждению научной картины природы в русской философии и науке.

В петровское время завершился радикальный философский переворот — секуляризация русской философии, размежевание ее с богословием. Это произошло на основе не только внутренних потребностей, но и в значительной мере под воздействием философии западного Ренессанса и нового времени. Русские философы петровского времени положили начало трем родам западноевропейского влияния на русскую мысль - голландского, романо-французского, немецкого. Вехами на этом пути, началом великих философских взаимодействий России и Запада явились идеи Коперника и Галилея, Бэкона и Лок-ка, Лейбница и Декарта, голландских мыслителей Эразма Роттердамского и Гуго Гроция.

Механизм взаимодействия западноевропейской и русской научно-философской мысли включал в себя различные формы.

Петр I посетил Лондонское Королевское общество, Гринвич, Оксфорд, Сорбонну, был избран почетным членом Парижской академии, встречался с Лейбницем в 1711, 1712, 1716 гг. В Голландии Петр Великий знакомился не только с технико-экономической, но и научной жизнью этой страны, где творили наряду с голландскими мыслителями и эмигранты — виднейшие философы — Декарт, Бейль, Локк.

Западноевропейская философская литература включалась в круг чтения российских читателей. Так, А. Кантемир перевел сочинения Фонтенеля и Фенелона, Г. Теплов знакомил русских с идеями Бэкона, В. Татищев — с идеями голландского юриста и социального философа Гуго Гроция, с трудами Галилея, Декарта.

На основе изучения западных трудов разрабатывалась русская философская лексика, очищалась от архаических славянизмов, теологической схоластики, вульгарной латыни. Введение в петровскую эпоху терминов: «объект», «субъект», «состав», «нравственность»; определение понятий «материя» и «идея», «естественное право» запечатлели этот плодотворный процесс влияния западноевропейской мысли.

Гуманизм Эразма Роттердамского, его стремление к синтезу культурных традиций античности и раннего христианства, отрицание любых форм фанатизма, агрессивности, критика католического и лютеранского догматизма - вес это было воспринято философской мыслью русских просветителей, не только философами, но и широкими кругами российской интеллигенции, носителями лучших традиций веротерпимости, уважения к Разуму.

Идеи другого голландского мыслителя Гуго Гроция в области естественного права, общественного договора, осуждения войн во многом содействовали формированию русской общественной мысли, начиная с XVIII в.

Во время пребывания в Голландии Петр I познакомился с деятельностью философа рубежа XVII—XVIII столетий — Пьера Бейля. Во время своих поездок в Западную Европу, особенно в Голландию и Англию, царь встретился с совершенно новым явлением — необычайным интересом к научному знанию, к собиранию коллекций различных природных феноменов.

Обсуждение научных открытий происходило в частных домах, в кофейных домиках. Во многих домах в Голландии Петр видел разнообразные коллекции картин, чучел животных и птиц, бабочек, диковинных растений. Этот живой интерес к науке был стимулирован деятельностью европейских философов — представителей раннего Просвещения. Этот опыт был успешно перенесен Петром в Россию и воплотился в создании в Петербурге Кунсткамеры.

А. Остроумова-Лебедева. Летний сад. Гравюра на дереве.

Особое место среди западноевропейских философов, оказавших влияние на деятельность Петра, занимал великий немецкий философ, математик, организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он проявлял значительный интерес к России, к возможностям ее научного прогресса. Именно по совету Лейбница Петр образовал Петербургскую Академию наук, по его же совету пригласил для работы в ней видных иностранных ученых.

Освоенные Петром в Европе идеи опытного знания реализовались в его деятельности. Характерны свидетельства современников о том, как Петр лично водил знатных гостей по Кунсткамере, сам демонстрировал математические и физические приборы.

Вполне закономерно, что верный ученик и последователь Лейбница — Христиан Вольф стал самым популярным философом в России времен Петра и в послепетровские десятилетия. Это, в частности, выразилось в том, что в созданном в 1726 г. в соответствии с указом Петра (1724) Петербургском университете преподавание философами осуществлялось по Вольфу. В указе говорилось, что университет есть собрание ученых людей, которые обучают молодых людей юриспруденции, медицине, философии.* Вольфианские идеи легли в основу преподавания не только философии, но и естественных наук. Суть их заключалась в понимании философии как всеобщей системы, построенной подобно математике на основах логики и доказательств.

Рационализм Вольфа стремился обосновать и этику, и религию на основе принципов разума. Указ Петра, таким образом, стал импульсом развития университетской философии в России.

Совершенно очевидно, что многообразные духовные связи Петра с идеями западноевропейских ученых, его личные контакты с ними сыграли исключительно большую роль в становлении контактов России и Запада, в развитии русской науки.

Начало XVIII в. ознаменовалось бурным развитием книгопечатания, особенно учебной литературы. В столицах действовали десятки типографий.


Традиционная культура Японии