Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Эпоха реформ Петра I и культура России в послепетровское время (XVII-XVIII вв.)

Личность Петра и его преобразования. Элементы культуры нового времени: в науке, архитектуре, живописи. XVII в. в культуре России. Иконопись, храмовая архитектура, зарождение театра. Образовательные учреждения. XVIII век: Екатерина II и ее преобразования. Просвещение. Портретная живопись. Театр.

В истории России не найдется времени, равного по своему значению преобразованиям первой четверти XVIII в. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. Особенность преобразований первой четверти XVIII в. состоит в том, что они носили всеобъемлющий характер. Их воздействие испытали на себе и социальная структура, и экономика, и государственное устройство, и вооруженные силы, и внешняя политика, и культура, и быт.

Разительные перемены, бросавшиеся в глаза всякому, кто соприкасался с временем Петра Великого, дали основание дворянским историкам разделить историю нашей страны на два периода — Русь московская и Россия петербургская.

Можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших России новое качественное состояние. Во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от передовых стран Европы. Во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом, возросшая военная мощь позволила России в ходе Северной войны сокрушить шведскую армию и флот и утвердиться на берегах Балтики. В-третьих, в петровское время Россия вошла в число великих держав, и ни один вопрос международных отношений в Европе с тех пор не мог решаться без ее участия.

Успехи, достигнутые Россией в годы преобразований, связаны, безусловно, с кипучей деятельностью Петра. Колоссальную его роль в преобразованиях страны, его исключительную настойчивость в достижении поставленных целей отрицать невозможно. Его яркие и разносторонние дарования, темперамент и воля видны повсеместно, он обладал исключительным даром угадывать таланты и умело их использовать.

Среди сподвижников Петра Великого помимо русских можно встретить голландцев, литовцев, сербов, греков, шотландцев. Среди помощников царя были представители древнейших аристократических фамилий и рядовые дворяне, а также выходцы из «низов» общества: посадские и бывшие крепостные. Царь долгое время при отборе их руководствовался рациональными критериями, нередко игнорируя социальную или национальную принадлежность лица, которого он приближал к себе и которому давал ответственные поручения. Основаниями для продвижения по службе и успехов в карьере являлись не происхождение, а знания, навыки и способности чиновника или офицера.

Петр был ребенком, когда умер царь Феодор Алексеевич, и государством управляла за него старшая сестра Софья. До того, как Петр стал единовластным царем, он не вмешивался активно в государственные дела, проводя время в военных потехах, занимаясь войском, а особенно флотом.

Целые дни царь проводил в беседах с иностранными моряками, осматривал и изучал до мелочей устройство их кораблей и вскоре заложил в Архангельске верфь для постройки кораблей.

Иностранцы, жившие в немецкой слободе, много повидавшие на своем веку, поведали царю о науках и искусствах, о войсках и полководцах Западной Европы. Сравнив свою страну с другими государствами, он понял, что Россия далеко отстала от зарубежья.

В 1697 г. решил поехать за границу, желая лично ознакомится с особенностями европейской жизни, и отправил большое посольство во все европейские страны. Прибыв в Пруссию, он, под псевдонимом «дворянин Петр Михайлов», изучал все, что могло пригодиться России: крепости, заводы, школы, библиотеки, уделяя большую часть внимания военному и морскому делу.

Побывав в Пруссии, Голландии, Англии и еще в нескольких государствах, Петр Великий вернулся в Россию с неуемной энергией и готовностью дать своим людям жизнь, которой жили образованные и передовые народы Запада.

Петр издал приказы о запрете носить длинные одежды с широкими рукавами, всем, кроме духовенства и крестьян, брить бороду, устраивать родителям браки без согласия детей, а также держать женщин взаперти. Он отдал распоряжение знатным людям выезжать в гости всегда с женами, организовал ассамблеи — вечерние собрания знатных людей вместе с супругами — и обязал каждого знатного человека устраивать ассамблеи с обильным угощением, музыкой и танцами. Отказываться от приглашения на танец женщины не могли, это считалось дурным тоном. Все эти нововведения не нравились большинству народа, они противоречили вековым обычаям.

Петр много сделал для образования: неграмотным дворянам не позволялось жениться. Неграмотных из духовенства забирали в солдаты. По приказу Петра I молодые люди стали ездить учиться за границу, изучать те науки, которых на Руси не знали. Возвращаясь, они становились преданными помощниками Петра по переустройству государства. И иностранные ученые, которых приглашал царь, впоследствии остались в России. Вместо вражды к иностранцам развивалось уважение.

Стрижка бороды по приказу Петра. Русский лубок начала XVIII в.

Петропавловская крепость в процессе строительства

Петр Великий ввел упрощенную азбуку. Новый год при нем стали считать с первого января (обычаем на Руси всегда было считать Новый год с первого сентября), а летосчисление начинать от Рождества Христова.

В устье Невы в мае 1703 г. Петр заложил Санкт-Петербург, что облегчило выход в море. Город населили вельможи, чиновники, купцы; он стал столицей Российского государствами. Были учреждены суды, независимые от губернатора.Управление церковью было передано Святейшему Синоду, подчиненному светской власти. Синод состоял из нескольких высших духовных лиц, единоличная власть патриарха была упразднена.

Для установления законности все государственные учреждения управлялись по распоряжению царя несколькими должностными лицами. Это было сделано для того, чтобы дела решались сообща, а чиновники могли следить за действиями друг друга. Должности назначались не по знатному происхождению, а «по способностям и усердию в службе». Все служащие были разделены на четырнадцать разрядов, с определенным чином в каждом разряде.

Петр постоянно размышлял о том, как научить свой народ использовать дары России, увеличить ее богатства. Он привез иностранных земледельцев для обучения русских людей, выписал из-за границы лучшие породы скота, завел новые промыслы (шелководство, виноделие и др.).

Особенно Петр заботился об устройстве заводов и фабрик — оружейных, железных, стеклянных, суконных, парусинных и др. Он обращал внимание на каждую мелочь, от которой могла бы быть польза для народа и государства.

Незаурядные таланты Петра, неуемная энергия и настойчивость придали преобразованиям особый колорит и неповторимые черты.

Петр Великий, осуществляя реформы в России, уделял значительное внимание развитию науки, просвещения, книгопечатания. Приобщение к опыту западноевропейских стран (Голландия, Англия) включало в себя и освоение достижений философии и науки этих стран.

Философия XVII — начала XVIII веков составляла неотъемлемую часть духовной атмосферы России, и социологические концепции Западной Европы находили свое отражение в духовной жизни страны.

Идеи Декарта, Спинозы и Локка, при всем различии их философских концепций, имели общую основу — поиски путей достижения истины, веру в возможности человеческого разума. Эти идеи стимули ровали европейскую науку, утверждали уважение к знанию, веротерпимость, гуманизм. Благодаря знакомству с исследованиями и открытиями европейских ученых, Петр усвоил и философские основания, заложенные в них, то есть идеи эмпиризма и рационализма.

Новая Голландия в Петербурге. Архитектор В. Деламот.

XVIII в.

Эпоха правления первых Романовых Царь Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич. Род Романовых дал начало новой царской (с 1721 г. — императорской) династии, которая правила в России вплоть до 1917 г. В 1613 г. Земский собор (сословно-представительный орган, созывавшийся с 1549 г.) избрал на царство Михаила Федоровича Романова.

Развитие естественных наук в странах Западной Европы было подготовлено философскими исканиями этого периода. Виднейшие представители эмпиризма и рационализма (особенно Локк и Декарт) оказали реальное влияние на развитие и опытно-экспериментальной науки и теоретической мысли в Европе. Поэтому естественно, что русская философия и наука петровского времени восприняли это духовное богатство.

Важным началом в процессе отделения светской культуры от церковной была замена старого церковнославянского шрифта новым, гражданским. Мощным средством просвещения народа явилась периодическая печать. Первой печатной газетой в России были «Ведомости», вышедшие в 1703г. Рост книгопечатания способствовал развитию книжной торговли. В 1714 г. была открыта первая библиотека, ставшая основой библиотеки Академии наук. Она была доступна для свободного посещения.

Екатерину II не случайно именовали «философом на троне». Такая оценка имел а все основания: увлечение философскими и социально-политическими идеями под влиянием европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях и прежде всего в «Наказе» Екатерины П.


Традиционная культура Японии