Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

К XVI в. сформировались особые, специфические черты русского национального самосознания. Особенностью России было соединение характерной для Востока духовности, выраженной в православии, со стремлением к свободе, демократии, свойственной Западу. Характерной чертой русских был коллективизм и слабо выраженное личностное сознание, приоритет государственных начал, интересов державы. Держава, обретенная в ходе борьбы за независимость, считалась главным национальным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

Московские воины в куяках — стеганых войлочных доспехах.

XVII в. в истории культуры России был «бунтарным», когда перемешались старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII в. переживали закат прошлой культуры как личную и национальную трагедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и «мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-временность» приходит горизонтальная «прошлое — настоящее — будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII в. Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дворянских «ребят».

Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Однако основная масса населения была крестьянами. Их положение оставалось без изменений, и недовольство масс росло. С 1613 г. в России стала править новая династия Романовых, которая пробудет на престоле более 300 лет.

С XVII в. начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной властей. Документы того периода фиксируют «непочтительное» отношение к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение, как симптом социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере.

К духовным реформам приступил патриарх Никон. Церковь к этому времени была заинтересована в устранении различий в богословской практике между греческой и русской церквами. Это позволяло восстановить связь с европейским православным миром, привязать Россию к Европе духовно и тем самым расширить возможности для влияния в христианском мире. Церковь стала интенсивно вводить единообразие в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествовали черты языческих культов. Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Однако эта попытка вызвала сопротивление значительной части общества. В церкви произошел раскол. С этого времени общественный раскол как следствие реформы будет сопровождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном виде православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения.

Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 г. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Русская Православная Церковь сблизилась с западным миром. Изменения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу деятельности Петра I — великого преобразователя России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Это устойчивое начало в человеке, его становление очень длительно. На формирование русского характера оказали влияние природные условия, определенные основы, заложенные раньше. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII в. Открытость стала характерной чертой русских. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI в.

В период Московского царства набирает силу процесс обмирщения, освобождения искусства от подчинения его церковным канонам. Со второй половины XIV в. ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше всего эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая обретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»).

Победа на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского народа. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятником этого периода стала «Задонщина», написанная Софонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над татарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные исторические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Казани»).

С начала XV в. на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI в. создаются крупные летописные произведения. Это «Летописец начала царства», где описаны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и временами правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание последних летописей относится к XVII в. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Куликовская битва Миниатюра из летописи.

С XIV в. началось использование бумаги вместо дорогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит полуустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI в. — скоропись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. сербом Пахомием Логофетом. Выдающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.


Традиционная культура Японии