Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Культура Московского государства от Ивана IV до Бориса Годунова

Московское царство. Особенность опричнины и самозванства. Характерные черты культуры России в XVI в. XVII в. — поворот к Западу. Реформа Никона. Становление русского национального характера. Историческая литература: былины и исторические повести, летописи, хронография. Книгопечатание. Наука. Искусство: зодчество, живопись.

Закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного феномена приходится на следующий период в истории России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV—XVII вв. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси ею был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщение к европейским ценностям. Происходит формирование московской культуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.

С XII в. началась активная миграция славян из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли заселялись быстро, но, в отличие от Киевской Руси, здесь было мало городов. Переселенцы жили в другой географической среде — лесах. Происходило становление иного образа жизни. Во время монголо-татарского ига на Руси были разрушены города, села, ремесла, сократилась численность населения. Становление Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой, росла неприязнь к завоевателям.

Закладка князем Дмитрием Ивановичем каменной Москвы. Миниатюра из летописи.

В XIV—XV вв. на северо-востоке Руси складывается централизованное государство со столицей в Москве. Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV в., когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государственного управления. В то же время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России.

С падением Константинополя в 1453 г. Русская Православная церковь постепенно обретает самостоятельность и одновременно отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей православного христианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распространения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва — «третьим Римом».

В XV в. многие русские города получили статус самоуправления и пошли по пути развития, придерживаясь общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, то в Москве наоборот, влияние церкви возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Религиозное подвижничество во имя Христа стали воспринимать как героическое деяние. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 г., с венчания Ивана IV на царство, Русь стала называться Россией. Официальное название страны — Российское государство.

В 1480 г. была ликвидирована зависимость Москвы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского государства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть санкционирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальное явление в мировой практике. Главное, что оно нетипично для России. Почти полтора века спустя, такое же политическое явление, но с иными целями организовал молодой Петр I. Главная психологически-поведенческая особенность опричнины заключается в том, что опричники и петровские «потешные», вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев. Они как бы разыгрывали карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам, утверждали новую узако-ненность своей власти, основанную на праве силы. Это явление оказалось очень живучим в России. В разные исторические периоды оно приобретало новые формы, но по сути стало политико-психологическим негативным свойством российского государства.

Это явление и самозванство вылились в весьма специфичный для России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независимую власть собственника, который мог быть основой формирующегося в России гражданского общества.

В Европе в XVI в. общество высказалось за ликвидацию церковной собственности. Макиавелли открыто призывал церковь к заботе только о душе, предлагал сделать светскими экономические дела. В России же в XV в. дискуссии о церковной собственности включали вопросы о путях ее развития. Был подтвержден принцип единения церкви и государства.


Традиционная культура Японии