Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Литературным центром Арабского Востока стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы основные жанры поэзии, система образов, стихотворные метафоры.

Выдающийся ученый и поэт Востока Омар Хайям (рубеж XI-XII вв.) никогда не писал хвалебных од, никогда не был льстецом, ожидающим милости. Он прославился своими рубай (четверостишия). Малая форма поэзии — рубай превратилась в творчестве Хайяма в маленькие поэмы, в которых поэт предстает человеком независимым, исполненным чувства собственного достоинства. Рубай Хайяма полны глубоких философских раздумий о человеке и смысле его жизни. Одновременно поэт прославляет в них красоту, любовь и духовное величие человека.

Символ Ирана: лев и солнце.

Другим стихотворным жанром восточной поэзии был жанр газели — лирического стихотворения из 7 или 14 бейтов (двухстрочий). Блестящими создателями газелей были Хосров Дехлеви, Хафиз и Саади (все XIII-XV вв.). Их поэзию объединяет отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и гуманизм, основанный на универсальной идее любви.

К X в. относится создание эпоса, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. Так возник эпос, получивший название «Шах-намэ» («Книга царей»).

Первым автором «Шах-намэ» был гениальный поэт Абулькасим Фирдоуси, живший в Х в. Его грандиозная поэма из 150 тысяч бейтов описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Вся эпопея Фирдоуси пронизана главной темой — борьбы добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой — богатырь Рустам. Наделенный фантастической силой, он способен свергнуть любого шаха, а видел он их немало, так как прожил 600 лет. Но во имя благополучия и единства своей страны Рустам не делает этого. Обладая высокими нравственными качествами, он ведет борьбу со всяким злом и несправедливостью.

Эпос «Шах-намэ» пользовался огромной популярностью в арабском мире. Свои версии «Шах-намэ» в последующие времена предлагали многие поэты Востока. Не менее знаменитым был сборник «Хамсэ» (пятирица). Самой популярной версией была «Хамсэ» поэта Низами Ганджеви

Сцена в саду. Миниатюра. XIV в.



Л. Бруни. Иллюстрация к книге лирики Низами. 1942.

XVI в.) и включала поэмы «Сокровищница тайн», «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Семь портретов» и «Искандер-намэ». Многие сюжеты из «Хамсэ» явились источником произведений искусства не только на Востоке, но и в Европе.

В странах Арабского халифата к IX в. получили интенсивное развитие естественные науки и врачевание. Развитию медицины способствовало изначально существующее в исламе сакральное знание — суфизм. Наиболее известным врачом, математиком и философом был к тому времени Аль-Фараби (870-950), знаток Аристотеля и глубокий мыслитель. Он считал, что Бог является первопричиной бытия, но внешний мир существует самостоятельно, независимо от сверхъестественных сил. Мир для него познаваем и органическими чувствами, и интеллектом, и умозрением. По-другому подходил к изучению мира Аль-Бируни (973-1048); энциклопедический идеалист, написавший труды по отдельным отраслям науки, он признавал объективным существование закономерности природы, которая изменяется и развивается и сама создает формы всех вещей. Но самым известным философом-естествоиспытателем был Ибн-Сина (Авиценна) (980--1037). Он занимался всеми науками и владел энциклопедическими знаниями, написал медицинскую энциклопедию — канон врачебной науки. Всего им было написано триста произведений, из них — пятьдесят философских. Философию Ибн-Сина понимал как науку о бытии в целом, которая делится на три части: физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение о познании бытия в целом).

Суфизм, мистическое учение ислама, оказал большре влияние на формирование мусульманской культуры. Он охватил все области духовной жизни мусульманского Востока, Суфизм подразделяется на две ветви: «восточную — персидско-индийскую, в которой имеет место влияние зороастризма, буддизма и брахманизма (здесь Веданта сплетается с Кораном) и западную, арабскую, которая более полно приближается к Корану».*

Суфизм происходит от слова «суфа», что может значить наряду с другими толкованиями, «чистый» от несогласий и противоречий. Суфизм — это религиозная философия. В учении суфизма понимание Высшего существа состоит из двух аспектов: познающий и познаваемый, Зат и Сифат, Бог и Мухаммед, единое и многообразное. Зат и Сифат в круговом движении образовали Абсолют, при помощи восходящих (эволюции) и нисходящих (инволюции) сил, Назуль и Урудж. Зат — отрицательная сила, а Сифат — положительная сила. «Зат испускает Сифат от своего существа и поглощает его в самом себе, так как отрицательное не может утратить своих отрицательных свойств» .* Целью суфиев является погружение в глубины суфийской мысли и достижение вершин суфийского экстаза. Ярким примером этого является изречение Ибн аль-Фарида; убежденный в том, что «цель и смысл пути — в самом себе безмерное найти», он писал:

Сами суфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого, считается, не было датировано. Суфизм приобрел восточный оттенок, так как он очень долгое время существовал в рамках ислама, но настоящего суфия можно встретить и на Западе, и на Востоке, он может «быть в миру, но не от мира». Самая ранняя из известных теория сознательной эволюции была, как предполагается, суфийского происхождения. Для нее движущей силой является любовь, а не аскетизм или интеллект.

Большинство английских и французских школьников начинают свои уроки по истории с картинок, изображающих их предков друидов, срывающих побеги омелы со священного дуба. Друиды использовали омелу в качестве символа своего особого образа мышления, которое не выращивается, подобно религиям, как дерево, а само утверждается на выросшем уже дереве и разрастается за счет любви. В суфизме подобное понимание мышления: «Бог явился Моисею в пустыне акацией, оплетенной красными листьями локантуса» (восточного эквивалента омелы), а ирландская Богиня Бриджет, воспетая Ибн аль-Араби, была триединой, поскольку покровительствовала трем сферам духовной жизни — поэзии, врачеванию, ремеслу. Суфии также служили этим трем видам деятельности. Проучившиеся не менее 12 лет, повинуясь естественному долгу любви, суфии постоянно должны заниматься лечением людей, музыкой, поэзией.

Сицилия и Испания были завоеваны мусульманами в VIII в., они стали центрами мусульманской цивилизации, известными своей религиозной строгостью. Сегодня точно установлено, что песни трубадуров — мусульманского происхождения. Популярные сказки «1001 ночи» являются суфийскими по содержанию. Однако ортодоксальные мусульманские авторитеты относились к поэзии, романсам, музыке и танцам, которым суфии уделяли особое внимание, не лучше, чем христианские епископы. Они обвиняли суфиев в подверженности христианским влияниям.

Сервантес, автор «Дон Кихота», признавал, что при создании этого образа пользовался арабским источником. Каталонский христианский мистик брат Ансельм известен как просвещенный суфийский мудрец. Монах Роджер Бэкон учился в мусульманской Испании.

Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений в ереси благодаря усилиям Аль-Газали, который примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым титул «Опора Ислама». Суфийская мысль, однако, продолжала оставаться тайной силой, развивающейся параллельно с ортодоксальным христианством.


Сущность и сила христианского средневековья