Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Машинное производство имеет космологическое значение. Царство техники — особая форма бытия, возникшая совсем недавно и заставившая пересмотреть место и перспективы человеческого существования в мире. Машина — значительная часть культуры — в XX в. осваивает гигантские территории и овладевает массами людей.

В отличие от культур прошлых эпох, которые охватывали небольшое пространство и небольшое количество людей, в XX столетии все делается мировым, распространяется на всю человеческую массу. Воля к экспансии неизбежно вызывает к исторической жизни широкие слои населения. Эта новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой, кажущейся сегодня утонченной культуры. Культурный процесс лишился оригинальности и индивидуальности и превращается в совершенно безликую псевдокультуру.

Л. Бродаты. Фермер.1940.

Выводы Н. Бердяева во многом перекликаются с заключениями О. Шпенглера, сделанными в статье «Человек и техника». Закономерно, что оба автора в контексте исследования проблемы «человек—машина» поставили вопрос о глубоком кризисе современной эпохи.

Общность судеб различных культурных регионов представлена «катастрофами», которые захватывают не только отдельные народы, а все европейское сообщество в XX в.: мировые войны, тоталитарные режимы, фашистская экспансия, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения и т. д.

Культура не может быть подвластна административному манипулированию, которое осуществляет государство, тем не менее возникает явление «массовой», суррогатной культуры, заполонившей историческое пространство Европы в XX столетии

Это происходит оттого, что современной культуре свойственно отчуждение. Это процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, причиной тому — бессилие личности перед внешними силами жизни, представление об абсурдности существования; отрицание господствующей системы ценностей; ощущение одиночества, исключенности человека из общественных связей; утрата индивидуумом своего «я».

Проблема кризиса культуры в результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила свое развитие в ряде философских школ XX в. Экзистенциальная философия поставила в число актуальных проблем такие вопросы, как абсурдность человеческого существования и тотальная изолированность его от общества (А. Камю, К. Ясперс, М. Хайдеггер).

Психологическое «недовольство культурой» и самоотчуждение личности были исследованы представителями психоаналитической теории 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом и Э. Фроммом.

А. Денейка. Улица в Риме. 1935.

Исследователем данной проблемы был также Г. Маркузе, разработавший концепцию «одномерного человека». Включенный в потребительскую гонку, он оказывается не способным к критическому отношению к существующему обществу и к самому себе.

Кризисные черты имеют место и в современном искусстве: в сюрреалистической живописи и поэзии, неореалистической прозе и кинематографе, «абсурдистском театре». Начало теоретического рассмотрения проблемы человеческого общения в 20-е гг. было положено немецким философом М. Хайдеггером в его книге «Бытие и время». Эту же проблему ставил французский экзистенциалист Г. Марсель в «Метафизическом дневнике», Ж.-П. Сартр и А. Камю в своих работах 40—60-х гг. Работы М. Бубера и X. Ортеги-и-Гассета также затрагивают вопрос способа человеческого существования и общения.

XX столетие заставило многих ученых рассматривать культуру как противоположное цивилизации образование. Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь — восхождение по лестнице прогресса, то культура осуществляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линейного движения вперед. Она является огромным полифоническим пространством и подобна произведению искусства.

В нынешнем столетии стало ясно, что необходим диалог культур. Он предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших своеобразие, нуждается в межкультурной коммуникации.

Франс Мазерель. Портрет Мориса Метерлинка. Гравюра.

Сегодня диалог — это вопрос не только о гуманитарных контактах больших культур, но и о способе приобщения отдельно взятой личности к духовному миру культурных ценностей. Диалоговая форма позволяет проявиться многообразной природе культуры.

Одним из ведущих направлений культуры XX в. стал модернизм. В нем имеется многообразие видов и форм художественной культуры. Глубокую симпатию к идеям новой, мистической «соборности» и «мифотворчества» испытала поэзия модернистов в такой своей разновидности, как символизм. Стремясь заговорить на языке небывалых образов, символисты не только не отвергали традиции классической поэзии, но напротив, пытались выстроить свой «новый» язык на основе древних архаичных образов. Поэтому обоснован их энтузиазм, с которым они относились к классической мифологии. Здесь следует отметить француза П. Валери и англичанина Т. Элиота. У символистов проявляется интерес к национальным фольклорным персонажам, например, в творчестве ирландца У. Йетса. На основе древних эзотерических учений и их современных модификаций — теософии, антропософии У. Йетс создал собственную мистическую систему. Но особенно отчетливо этот процесс обозначился в России.

Русские символисты Вяч. Иванов, А. Белый, В. Хлебников, ранний А. Блок провозгласили сознательную, теоретически оформленную установку на миф, фольклор, архаику. Вяч. Иванов объявил миф, фольклорную стихию вообще «источником и определителем символической энергии, символического смысла».


Сущность и сила христианского средневековья