Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Развитие науки повлияло на художественную литературу. Публикация французского писателя Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) ознаменовала рождение нового жанра художественной литературы — научной фантастики. Кроме того, литературе XIX в. присуще глубокое философское осмысление жизни. Иоганн Вольфганг Гете по праву считается основоположником немецкой литературы нового времени.

Артюр Рембо. Рисунок Поля Верлена. 1872.

Стейнлен. Портрет Клода Дебюсси.

Гете-философ достиг осмысления глубинных взаимосвязей человека и общества в романах. В трагедии «Фауст» (1808-1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно для всех произведений Гете.

Наряду с романтизмом в XIX в. утвердилось еще одно направление в искусстве — модернизм. Термин «модернизм» происходит от французского слова moderne — новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство».

Ученые, исследующие модернизм, всегда отличали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства. Модернистскому миропониманию свойствен субъективизм. Решительные шаги в этом направлении сделали художники-импрессионисты (Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и др.).

Первые модернисты — люди XIX в., были взращены всеобщим кризисом европейской культуры. Духовная революция как новое качество сознания, новое жизнепонимание требовали для себя новых идей. Они были сформулированы на базе интуитивизма А. Бергсона и Н. Лосского, ницшеанства, экзистенциализма С. Кьеркегора. Модернизм нашел активное проявление в музыке конца XIX в. В это время раскрылось творчество композиторов-импрессионистов К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса.

У. Р. Сиккерт. Портрет Обри Винсента Бердсли. 1890-е.

Модернизм боролся за раскрепощение и обновление форм в искусстве. В модернистском искусстве мы постоянно сталкиваемся с дальнейшим углублением качеств, не порожденных модернизмом, но унаследованных от романтизма эпохи Великой французской революции и радикального сентиментализма И. Гердера и Г. Лессинга. Таковы домодернистские акценты на поиске места личности, индивидуального сознания в составе целого, в жизни космоса. Однако романтический индивидуализм XVIII в. и индивидуализм модернистский — явления принципиально разные. Для романтизма личность либо была обладательницей всех духовных богатств Вселенной, либо сожалела о недоступности абсолютных ценностей, вовсе не отрицая возможности их существования.

Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию духовно-нравственных « абсолютов ». Вместе с тем они стремятся возродить в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы художественными средствами.

Данте Габриель Россетти. Титульный лист книги «Ранние итальянские поэты» 1861.

О. Бердсли. Иллюстрация к драме О. Уайлда «Саломея». 1895.

Феликс Валлотон. Ложь. 1898.

Попытка удержать настоящее, «момент бытия », не в действии или поступке, а в слове, отразить через него эфемерное, неуловимое, стремление соединить мозаичные, одиночные кусочки таким образом, чтобы не просто сложилась правдоподобная картина жизни, но возникла Жизнь, — становится установкой авторов литературы «потока сознания». Термин этого модернистского направления принадлежит американскому философу и психологу, одному из основателей прагматизма У. Джеймсу. В 80-х гг. XIX столетия он писал: «Сознание никогдане рисуется самому себе раздробленным на куски. Выражения вроде цепи или ряда не рисуют сознания так, как оно представляет
ся самому себе. В нем нет ничего, что моглобы связываться, — оно течет. Поэтому ме
тафоры: река либо поток рисуют сознание»

Таким образом, XIX в. придал небывалый импульс развитию науки, техники; никогда не возникало так много направлений и школ в философии, литературе, в искусстве в целом. Здесь имеют свои истоки многие направления и течения культуры XX в. XIX в. оказался введением в проблемное поле культуры следующего столетия, обозначил своими философскими идеями его культурно-исторический прогноз.

Винсент Ван Гог. Мусме. 1888.


Сущность и сила христианского средневековья