Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Главная ценность теософии в том, что она стремится довести до всеобщей действительности устремление человеческих душ к добру, поднимает этику на всеобщий уровень, убеждает, что можно существовать в добре и свете и в этом — радость человеческой жизни. Теософия показывает, как достичь такого уровня и, популярно переводя методику на свой язык этических символов, религиозных традиций, заставляет думать и действовать в направлении добра.

На искусство XIX в. решающее влияние оказал романтизм — общеевропейское идейное и художественное направление. Он возник на рубеже XVIII и XIX вв. в духовной и художественной культуре Германии и других европейских стран. Романтизм стал своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума и рационализма, отразив разочарование в итогах Великой французской революции, которая не привела к созданию царства разума, а, напротив, погрузила Европу в длительный период кровавых войн и социальных смут. Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождающегося буржуазного общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез, идеализацию прошлого.

Парижская опера. Архитектор Ш. Гарнье. 1861-1874.

Бодри. Терпсихора. Декоративная живопись в Парижской опере.

Пессимистический взгляд на будущее, настроение «мировой скорби» сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство «двоемирия». Горькая насмешка над несоответствием мечты и действительности была отражена в литературе и искусстве в принципе «романтической иронии»

В творчестве английского романтика поэта Джона Китса эстетизм основан на глубокой меланхолии, печали по поводу того, что красота и жизнь взаимно исключают друг друга. Лорд Байрон изобразил тип одинокого героя, «падшего ангела», который и себя, и других ведет к гибели.

Немецкий романтик Э. Т. А. Гофман раскрыл в своем творчестве глубокую пропасть между образом жизни, мышлением художника и обычного человека. Лирика немецкого поэта и публициста Генриха Гейне свидетельствует о том, что его ирония была формой разочарования в романтических надеждах молодости и способом развенчания иллюзий. В стихах и прозе Гейне высмеивал политическую реакцию в Германии периода Реставрации, защищал право всех и каждого выражать свои мнения.

В творчестве Людвига Тика мы также отмечаем стилевой метод романтической иронии, который оттеняет обманчивый характер и иллюзорность искусства.

Музей ремесел и промышленности в Вене. Архитектор Г. Ферстель.

Антонио Канава. Боец.

Жюль Верн, французский писатель, один из создателей жанра научной фантастики.

Произведения французских романтиков Альфонса де Ламартина и Альфреда де Мюссе выражали нигилистические настроения, так называемую «мировую скорбь» и страдание как результат мучительных любовных отношений. Жорж Санд (Аврора Дюпен) выступала за эмансипацию женщин, за их право на счастье и свободную любовь. Поэт Шарль Бодлер — основоположник символизма, предвосхитил характерные черты декадентского искусства. Тема его главного произведения «Цветы зла» (1857)— большой город. В «Цветах зла» ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по идеальной гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города.

А. Гончаров. Иллюстрация к драмме Иоганна Вольфганга Гете «Фауст». 1952.

Жан Франсуа Милле. Стадо.


Сущность и сила христианского средневековья