Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Нобель, сын промышленника и изобретателя, работавшего в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий.

Химик Юстус Либих, один из создателей агрохимии и теории радикалов, открыл явление изомерии, пропагандировал методы удобрения почвы минеральными удобрениями, изложил теории гниения и брожения, минерального питания растений, открыл хлороформ и объяснил многие закономерности обмена веществ в организме человека.

В самом конце XIX в. П. Н. Лебедев обнаружил на опыте и измерил давление света, предсказанное теорией Максвелла, А. С. Попов впервые использовал электромагнитные волны для беспроволочной связи. В 1897 г. Ж. Д. Томсон выяснил, что атомы не элементарны, а представляют собой сложную систему, в состав которой входят электроны. Это и другие открытия подготовили наступление новой эпохи физики.

В экономической культуре большим событием стала экономическая система Давида Рикардо. В своем трактате «Начала политической экономии и налогового обложения», основываясь на трудовой теории стоимости, Рикардо опроверг утверждение А. Смита, что стоимость определяется трудом только в обществе, находящемся в первобытном состоянии. Он доказал, что труд на последующих этапах общественного развития — единственный источник стоимости товара. Рикардо проводил четкое различие между трудом, затраченным на производство товара, и трудом, покупаемым как товар. Прибыль собственника, покупающего рабочую силу, и заработная плата наемного рабочего — две составляющие одной и той же стоимости.

Французский мыслитель граф Сен-Симон основал утопическое направление сенсимонизм. Идеи Сен-Симона легли в основу программы общественных перемен, которая предполагала обобществление собственности и плановое хозяйство. В зависимости от этого должны были измениться и человеческие отношения. Это направление утратило свое значение к середине XIX в.

Одним из виднейших представителей немецкого классического гуманизма является Карл Вильгельм фон Гумбольдт, друг И. В. Гете и Ф. Шиллера. В философии и истории Гумбольдт обращался к опыту Великой французской революции и выдвигал идеи о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие отдельного человека и народа. Видный мыслитель и социалист Шарль Фурье выступил против неравенства, эксплуатации и угнетения по нравственным или религиозным мотивам. Он предлагал разделить страну на автономные аграрно-производственные объединения, в которых каждые 300 семей составляли бы сообщество.

Карл Эрнст Бэр, основатель эмбриологии.

В XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом было разработано учение, которое стало теорией пролетариата — марксизмом и повлияло на политическую атмосферу в странах Европы и России, а в XX в. и всего мира. В основе этого учения лежит идея об истории как смене общественно-экономических формаций, о коммунизме как гуманистическом общественном строе без частной собственности. Идеи марксизма во второй половине XIX в. были очень популярны во многих европейских странах. Они отвечали настроениям преобразования общества.

Сам Маркс сначала изучал юриспруденцию и историю философии. Его учителем был Г. В. Ф. Гегель, а одной из первых его работ была «К критике гегелевской „Философии права". В самом начале XIX в. в лице Гегеля философия достигла апогея развития как наука. Основываясь на идеях предшественников: Канта, Фихте и Шеллинга, этот выдающийся немецкий мыслитель создал всеобъемлющую систему, включающую все области человеческого знания. Полагая в качестве субстанции абсолютную идею, он при помощи диалектического метода показал, каким образом она является источником развития «всего» в мире.

В свою систему знаний он заключил развивающееся единство мира, доказав, что оно в конечном счете представляет единство природного и духовного универсумов. Никогда ни до Гегеля, ни после него знание не имело такой целостности и логичности. Логика Гегеля включала в себя идею развития посредством закона единства противоположностей, а вся история человеческой культуры предстала как творение единого мирового духа. Мир культуры был представлен как развивающийся в формах культуры разум, а поэтому был разумен.

Радикальный поворот в истолковании культуры был обозначен в скептицизме А. Шопенгауэра, поставившего под сомнение прогрессивную направленность всякой разумной деятельности человека. С точки зрения А. Шопенгауэра, в процессе длительной социальной эволюции человек не сумел развить свой организм до более совершенного, чем у любого другого животного. В борьбе за свое существование он выработал в себе способность заменять деятельность собственных органов инструментами. К XX в. развитие машинного производства актуализировало эту проблему. В результате, считал А. Шопенгауэр, оказалось бесполезным обучение и совершенствование органов чувств. Разум, следовательно, — не особая духовная сила, а отрицательный итог отключения от основной функции. Это отклонение, по мнению философа, привело к отрицанию «воли к жизни».

Созданный человеком огромный мир культуры, в котором представлены государство, языки, наука, искусство, технологии и прочее, грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры, по Шопенгауэру, живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли человека.

В представлении его последователя Ф. Ницше отчуждение человека от культурного процесса имеет еще более острые формы. Ницшеанская философия строится на полном отрицании христианских ценностей и ценностей культуры. Искусство предстает как дополнение и завершение бытия. При этом философ выступает против «утомленной культуры» своего времени, против разобщенности индивидуумов и видит спасение лишь в возвращении современной ему Европы к традициям античности и к воспитанию сверхчеловека.

Ф. Ницше считает, что серая масса производителей культуры будет постоянно стремиться подавлять творческие импульсы гениев-одиночек. Смысл же мирового процесса заключается только в отдельных личностях, гениях человеческого рода, которые способны создавать новые формы жизни через разрушение прежних. Нигилистическое по духу, ницшеанство оправдывает жестокость и антигуманизм сверхчеловека, наделенного и «волей к жизни», и «волей к власти», великой задачей придать смысл общественной истории и способностью создать высшую культуру.

Значительную роль в развитии дальнейшей философии сыграл в XIX в. Серен Кьеркегор. Следует отметить, что именно Кьеркегор поставил основные проблемы и разработал понятия, которые экзистенциальная философия впоследствии лишь развивала в различных формах. Серен Кьеркегор поставил важную для экзистенциализма проблему «решимости» и раскрыл понятие «выбора». Хотя предшественник «философии жизни» прожил недолго, его литературное наследие насчитывает 12 томов. Жизнь одинокого мыслителя была наполнена интенсивной литературной работой, а основной ее темой становится внутренний мир человеческой личности и ее судьбы.

Устами одного из своих героев Кьеркегор ставит мучительные вопросы: «Где я? Что значит сказать — мир? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Как я оказался в мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами и обычаями, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться? Вина — что она значит? Если это неизвестно, как получается, что человек бывает виноват?»

Кьеркегор на первый план выдвигает проблему внутренних переживаний человека. Жизнь человека становится для него сложнейшей проблемой и загадкой. Он пытается раскрыть тайну человека исключительно внутренними средствами, обращаясь внутрь себя, стараясь в своей собственной душе найти разгадку бытия.

В отличие от прежних философов, он берет человека как бы изолированно от мира и общества и ставит задачу — понять его в этой его первичной изоляции как данное, конкретное, уникальное существование, понять его путем погружения внутрь самого себя, Кьеркегор исключает возможность рационального метода познания человека. Проникновение в его внутренний мир возможно только через саморефлексию и чувства. Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого течения идеалистической философия, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки, как нечто абсолютно недоступное ей.

При жизни Кьеркегора его идеи не получили признания. Они казались слишком личными, слишком субъективными, связанными с самим Кьеркегором, с его личной судьбой. Они стали привлекать внимание значительно позже, уже в XX в. и послужили истоками экзистенциализма.

В XIX в. получают начало исследования на стыке наук. Вырабатывается новое сциентистское философское направление — позитивизм. Он пересматривает предмет философии как таковой и считает, что в традиционном метафизическом виде философия не может существовать далее. Она далека от реальности и науки, ее метафизические проблемы не только не помогают человеку, но и мешают. В позитивизме, а затем в неопозитивизме философии уготовили роль методологии наук.

В сфере религии большой резонанс в общественной жизни имел догмат о непорочном зачатии Девы Марии, провозглашенный Папой Пием IX. Из него следовало, что, кроме Адама и Евы, единственным человеком, не обремененным первородным грехом, была Дева Мария. Это вызвало в либерально-буржуазных кругах бурный протест. Веру в непорочное зачатие осуждали и просвещенные богословы. Защищая устаревшие догмы, Пий IX хотел поддержать авторитет католической церкви, которому век Просвещения нанес сильный удар. Догмат был направлен против интенсивно развивающегося научного мировоззрения, а также против протестантизма. Ответом на это, возможно, было теософское учение Е. П. Блаватской, в котором она доказывала необходимость связи религии с наукой и философией.

Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской во второй половине XIX в. и ее последователей, возникшее под влиянием индийской религиозно-философской концепции брахманизма, буддизма, индуизма, оккультизма и науки, стремилось объединить различные вероисповедания через раскрытие сокровенного смысла всех религиозных символов и создать эзотерические традиции «посвященных» или «мастеров», воссоздающих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 г. в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки, затем центр его был перенесен в Индию.

Безусловно то, что теософия унаследовала эзотерическую традицию, основанную на тезисе, что не только материя никуда не исчезает, но и духовное не может исчезнуть в никуда.

Человеческая душа существует вечно, и она имеет свои земные существования. Эти законы и изучает теософия, считающая божественной душу, направленную к Добру.

Добро и радость в жизни — это высшая ценность теософии, которая в телесной жизни постоянно связана с борьбой добрых и светлых сил со злыми и темными. Поскольку идеальный мир Добра и Света по ту сторону этой жизни, то по эту сторону осуществляется свобода человеческой воли — отдать себя в услужение злому или нет. Воля человека, делая выбор, обретает свободу, когда умеет противостоять силам зла. Зло всегда существует вовне, а доброе — внутри духа, поскольку духовное по своей природе — добро, а поэтому — благо. От твердости и воспитанности воли зависит, пускать или не пускать злое в себя.


Сущность и сила христианского средневековья