Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Сирийская стеклянная лампа. XIV в.

Мечеть Элъ-Мойед в Каире. XV в.

В культовой архитектуре Арабского Востока самым распространенным типом сооружения была мечеть (араб, место поклонения) — дворовая или айванная.

Необходимость в собрании большого числа верующих на общей молитве по пятницам обусловила простую форму дворовой пятничной мечети, восходящей к плану жилого дома. Основу дворовой мечети составлял двор, обнесенный арочной галереей. В центре двора располагался бассейн для ритуального омовения.

Арка арабской постройки.

Мечеть в Кордове. X в. План.

Мечеть ориентирована на священный город Мекку, поэтому стена, обращенная к ней, имела со стороны двора нишу — михраб. Колонны у этой стены стояли в несколько рядов, образуя многоколонный зал с очень большим количеством (17-22) узких нефов. Они соединялись арками стреловидной, циркульной или подковообразной формы и богато декорировались орнаментом, резанным по гипсу. Рядом с мечетью возвышался минарет (араб, маяк — высокая круглая башня с куполообразным завершением.

Тип пятничной дворовой мечети получил распространение на западе арабского мира — Испании и Северной Африки.

В Иране, Средней Азии, Афганистане и Индии строились одно- или четырехайванные мечети (айван — араб, вход). Внутренний двор и колоннада вокруг него сохранялись, но на осях акцентировались айваны, имеющие форму арочных порталов. Благодаря айванам мечеть приобретала ярко выраженную фасадность и плоскостность. Классическим примером этого типа мечети может служить мечеть в Исфахане (Иран).

Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве таких культовых зданий, как медресе (араб, изучать) и мавзолеи. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу осуществлялся не при помощи парусов (как в Византии), а рядами «консольных нишек», образующих форму сталактита. Впоследствии сталактит превратился в элемент декора. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия) — памятник мирового зодчества, построен из белоснежного мрамора Шахом Джеханом в XVII в. в память любимой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея 75 м. Два здания из красного песчаника по сторонам мавзолея, кипарисовый сад с водоемом, каналами и фонтанами завершают гармоничный и прекрасный ансамбль.

С XIII—XIV вв. во многих городах Арабского Востока возводятся «муссала» — комплексы из мечети, медресе и мавзолея на центральных площадях. Таковы, например, площадь Майдан-е-шах в Исфахане и площадь Регистан в Самарканде.

С XIII в. культовые здания облицовываются полихромными изразцами и плитками. Облицовка сплошным ковром покрывала поверхность стен, куполов, арок и сводов. Основные цвета — синий и зеленый.

Исключительная роль орнамента в декоративном оформлении культовых построек объясняется некоторыми учеными тем, что по законам шариата изображение человека и животных было запрещено. Ведущими видами орнамента были арабеска, раппорт геометрический и эпиграфический. Арабеска восходит к эллинистическим мотивам пальметты, аканфового листа, бегущей лозы и т. д. Чаще всего арабеска имела свободную композицию. В раппорте растительные элементы, упрощенные и стилизованные, компонуются по принципу калейдоскопа — один и тот же элемент повторяется бессчетное число раз. Геометрический орнамент представляет собой композицию из сложно переплетенных лент, а эпиграфический — стилизованные надписи — изречения из Корана.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама — прославление божественной силы, владычествующей над миром и жизнью. Красивые мечети, медресе и мавзолеи городов Арабского Востока величественно возвышаются над глинобитными и земляными крышами домов простых смертных.

Станковая живопись и скульптура не получили развития в мусульманских странах, их место заняла миниатюрная живопись — иллюстрации к книгам. Самыми знаменитыми школами миниатюры были гератская и тебризская. В Герате (Афганистан) работала китаб-ханэ (мастерская) с большим штатом превосходных каллиграфов, переплетчиков, орнаментщиков, миниатюристов. Самым выдающимся представителем гератской школы был Камил аддин Бехзад (1455—1535). По его творчеству можно судить об особенностях этой школы. Иллюстрации близки тексту, имеют небольшое количество персонажей, просты по композиции. Миниатюры писались гуашью без моделировки цветом и светотенью. Объектом для иллюстраций служили исторические и художественные произведения.

К началу XVI в. сформировалась школа миниатюры в Тебризе (Иранский Азербайджан). Ее особенностями были утонченный декоративизм, усложненность многофигурной композиции, яркая цветовая гамма. В тебризской миниатюре получили развитие пейзаж и индивидуальный портрет.

Крупнейшим представителем тебризской школы был Султан Мухаммед (XVI в.). Миниатюра в его исполнении была не столько иллюстрацией к тексту, сколько самостоятельным произведением. В его творчестве преобладают так называемые «муракка» — альбомы, в которых миниатюры чередуются с образцами каллиграфии. Излюбленные темы художника — пиры, охота, приемы, увеселения, трактуемые декоративно и празднично. Цветовая гамма построена на сочетании красно-фиолетовых, розовых, голубых тонов с обильным добавлением золота. Сафьяновая кожа переплетов украшалась самоцветами. полны глубоких философских раздумий о человеке и смысле его жизни. Одновременно поэт прославляет в них красоту, любовь и духовное величие человека.


Сущность и сила христианского средневековья