Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким духу эпохи. Бурная общественная жизнь сама подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые формы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял задачи времени.

Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары».* Он изобличал существующие порядки, срывал маски, прояснял истинное положение вещей в обществе. Но наряду с трезвым реализмом у человека стала появляться тяга ко всему фантастическому, необычному. Это было связано с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение получило масонство. Оно удивительно соединяло в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами театрализованных церемоний «посвящений». С этих пор масонство начинает свою историю и до сих пор привлекает многих своей мистической сущностью.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр — обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души.

Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки — опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений — оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему. Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели — служить совершенной средой для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель».*

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Сад — отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

4. Основные направления культуры Европы XIX в.

Политическая обстановка в Европе. Технический прогресс. Открытия в науке. Экономические и социальные теории. Философия. Теософия. Романтизм в литературе и искусстве.

В политическом отношении в Европе XIX в. стал эпохой национальных государств. Единство национального государства было главной идеей этого периода. Нации обретали самостоятельность и самоопределение, идя на жертвы и самоотречение. Идея национального самоопределения в конечном счете изменила политический облик Старого и Нового Света. Возникновение современных национальных государств связано с идеями свободы, равенства и братства, провозглашенными Великой французской революцией 1789 г.

Особенностью XIX в. стало то, что впервые в истории не привилегированные социальные слои, а народ, нация в целом, выступили в качестве верховного носителя национальной воли.

В развитии национальных государств XIX в. обнаружились две опасные тенденции. С одной стороны, акцент на значение национального сознания до крайности разжигал националистические и шовинистические настроения. С другой стороны, борьба за право наций на самоопределение превращало идею в свою противоположность, когда народы, добиваясь собственной свободы, угнетали другие народы и национальные меньшинства, стремясь их ассимилировать.

В Старом Свете освободительный процесс современных наций стал оформляться в самом начале XIX в. как реакция на политику экспансии французского императора Наполеона I. Требование создания национальных государств и политику национального объединения нельзя воспринимать вне связи с духовными и политическими течениями эпохи — либерализмом, демократией и социализмом. Эти идейные течения формировались в полемике с консервативными идеями, получившими распространение в Европе после 1815 года (период Реставрации).

Либерализм — это течение, краеугольным камнем которого была вера в прогресс и возможность разумного, рационального устройства общества. Оно выдвигало требование единого правового и национального государства, в котором власть подчинена демократической конституции, включающей принцип разделения властей. Демократизм ставил на первое место принцип равноправия и суверенитета народа (государственная власть исходит от народа).

Социализм — течение, представители которого причиной социального неравенства и несправедливости считают существование частной собственности; с целью достижения коммунистической, гуманистической фазы развития требуют ее уничтожения путем революции.

Консерватизм выступал за сохранение существующих политических, общественных и духовных отношений, защищал существующий общественный порядок как установленный Богом. Провал наполеоновского вторжения в Россию в 1812 г. активизировал борьбу европейских народов против французского господства.

Венский конгресс 1814-1815 гг. подтвердил поражение Наполеона, оформил новую политическую систему в Европе, основанную, однако, на старых принципах и сохранившуюся, по существу, до Первой мировой войны. Он обеспечил Европе, управляемой пятью державами -- Австрией, Великобританией, Пруссией, Россией и Францией, длительный период мира. На Венском конгрессе были провозглашены три политических принципа: реставрация — восстановление границ 1792 г., легитимность — обоснованность притязаний абсолютного монарха на власть, солидарность — общий интерес консервативных сил в противодействии возникновению революционных идей в отдельных государствах. Революционные события 1848 г. во Франции повлияли на Германию и Австрию. Конституционное устройство, свобода печати, созыв общегерманского национального парламента, стали требованиями к германским правительствам, но революция была жестоко подавлена. Причиной ее провала стала разобщенность либерально-демократического движения, а также политика консервативных сил Пруссии и Австрии.

Мечту политического либерализма о германском национальном государстве осуществил в результате трех войн (в 1864 — с Данией, в 1866 — с Австрией и в 1870-1871 — с Францией) прусский государственный деятель Отто фон Бисмарк. Он объединил «кровью и железом» всю Германию в единую империю «сверху». В Италии победа сардинских королевских войск (в союзе с французскими) в войне против Австрии заложила основы объединенной Италии. Поход «Тысячи» под предводительством итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди увенчался свержением властвовавших там Бурбонов. Объединение Италии завершилось в 1870 г. захватом папского государства, находившегося ранее под контролем Франции.

Тема единства человека и природы упирается в вопрос о связи духа с природой, в вопрос: каким образом возникла и действует «целесообразная», подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас? Шеллинг пишет: «...Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа.

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде.

В Париже немецкими политэмигрантами была создана тайная политическая организация — «Союз справедливых». Цель «Союза» — создание общества без частной собственности и разных классов. Организация возникла в Париже из основанного в 1834г. «Союза отверженных», который опирался на революционные объединения. Организационные ячейки «Союза отверженных» действовали преимущественно в Западной Германии.

Изобретение Нобелем динамита вызвало революцию в военной технике и в промышленных технологиях. Нобель, сын промышленника и изобретателя, работавшего в оружейной промышленности России, в 1865 г. основал фабрику по производству динамита. В 1895 г. он учредил фонд Нобелевских премий.


Сущность и сила христианского средневековья