Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Основоположник просветительского романтизма в литературе, Руссо пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма. Он отвергал всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде. Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Личные чувства и эмоции должны быть подчинены высшему моральному долгу, поэтому положительные герои Руссо всегда приносят в жертву моральным принципам себя и свою жизнь. Отвергая рассудочную логику «здравого смысла», Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Смысл искусства для него заключается в том, чтобы воспитывать при помощи «чувствительности» добродетельного человека и гражданина. Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а литература должна отражать его и воздействовать на него.

Морально-эстетические идеалы Руссо в полной мере отразились в наиболее известном и значительном романе «Новая Элоиза». Это произведение явилось образцом сентиментального романа в письмах, в котором Руссо удалось совместить изображение глубоких и тонких лирических переживаний главных героев — учителя Сен-Пре и его воспитанницы Юлии — с критикой общественного порядка, лживых нравов столичных аристократических салонов. Конфликт страстной любви и предрассудков сословной морали приводят Юлию к гибели.

Проникновенное произведение Руссо оказало огромное влияние на литературу эпохи Просвещения. Последователями Руссо были Карамзин («Бедная Лиза»), Гете («Страдания юного Вертера»), Шодерло де Лакло («Опасные связи») и многие другие известнейшие литераторы той поры. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации.

В XVIII в. Франция становится центром духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве проявляются новые веяния просветительской эпохи. Искусство XVIII в. стремится отойти от «возвышенного» , аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с повседневной жизнью человека. Это «жизненность», характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения. Она проявляется и в философии, и в искусстве. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, торжественности и претенциозной возвышенности. Первые становятся главной темой.

Дамский костюм 1730-е гг.

Художественную культуру XVIII в. в целом можно рассматривать как период ломки воздвигавшейся веками грандиозной религиозно-нравственной системы. В соответствии с ней искусство создавало модель жизни более значительной, чем земная жизнь человека. Средние века превратили человека, согласно сложившейся традиции, в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII в. вся эта система подверглась изменению. Она стала освобождаться от общепринятых норм. Освободившись в сознании от строгой религиозной зависимости, сделав природу как таковую своим кумиром, человек нашел удовольствие в наблюдении и свободном творчестве. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм. Классицизм включал в себя идею подчинения человека общественной системе. Романтизм подчеркивал индивидуальное и личностное начала. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII уже полностью отбрасывал античные классические формы и включал элементы романтизма. Это был новый классицизм эпохи Просвещения.

Новым в искусстве XVIII в. было направление сентиментализма. Оно отразило просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой природы. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыслей, и не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм и романтизм по своей сути похожие направления. Воспеваемый ими «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными явлениями. Предчувствие великих потрясений наполняет культуру XVIII в., и сентиментализм отражает эти настроения.

Дж. Флаксман. Гера и Афина мчатся на помощь эллинам. Иллюстрация к «Илиаде» Гомера.

Век разума создает светский характер искусства и направлен на вытесенние религиозных тем. Светская живопись в XVIII в. впервые берет верх над церковной. Появление светского начала в религиозной живописи имело место в Италии, Австрии, Германии. Затем живопись, отражающая повседневность, наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение во всех европейских странах. Парадный портрет, популярный в прошлом, уступает место портрету интимному. В пейзажной живописи возникает и распространяется так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди). Особое внимание начинает уделяться эскизу. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра начинают цениться больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. В работах художников XVIII в. усиливается декоративное понимание цвета. Картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому художники стремятся к многокрасочности и яркости.

Антуан Ватто. Проект панно.

Светская культура эпохи Просвещения породила стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он применялся также в архитектуре (при планировке и оформлении интерьера), в живописи (в декоративных панно, росписях, ширмах) и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства». Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов и должен был создать дух уюта и удобства.

Во Франции с самого начала XVIII в. меняется главное требование к искусству. Публика хочет прежде всего «приятного». Оно означало «чувствительное» и чисто чувственное, вызывающее сильные эмоции. Любое произведение искусства должно «захватить» человека, заинтересовать его.

В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки — салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро практически вводит новый жанр литературы — критические обзоры салонов.

Комод в стиле французского рококо.


Сущность и сила христианского средневековья