Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Тема единства человека и природы упирается в вопрос о связи духа с природой, в вопрос: каким образом возникла и действует «целесообразная», подчиненная законам, а потому познаваемая природа вне нас? Шеллинг пишет: «...Мы не хотим, чтобы природа случайно совпадала с законами нашего духа, но чтобы она сама была необходима и первоначально не только выражала, но даже и реализовала законы нашего духа. Природа должна быть видимым духом духов невидимой природы. Следовательно, здесь, в абсолютном тождестве духа в нас и природы вне нас, должна решиться проблема». Гармония человека с самим собой и окружающим его миром лежит для него в реализации разума, который требует установления единства природы и человека. Но такую гармонию Шеллинг считает не существующей, так как природа отступила как таинство.

Процесс производства знания обеспечивается силой воображения, которую Шеллинг анализирует в виде форм «интуиции». В ней он обнаруживает диалектику как схему активной способности человека познавать и переделывать мир понятий науки. Шеллинг утвердил таким образом диалектику как научное знание.

Опираясь на опыт своих предшественников в философии, Гегель в диалектической логике показывает, как посредством противоречия, облачаясь в различные логические формы, всеобщее развивается в Истину. В своей философской системе, которая призвана отразить развитие всей целокупной действительности, Гегель в философии права показывает, как в конкретных формах всеобщее раскрывается в понятие всеобщего Блага, как в эстетике доходит до всеобщего понимания Красоты, а в философии истории до всеобщего понятия Свободы.

Идея развития — это та всеобщая идея, которая является открытием Гегеля в истории философии. Ее своеобразие в том, что все мироздание рассматривается в развитии. Идея развития или развитие идеи является у Гегеля всеобщей, и она выступает как процесс развития идеи в своих особенных формах. В Логике — это логические формы, в природе и духе — это конкретные формы развития природы (формы движения), в религии — исторические формы развития самой религии, ее виды, в праве — формы развития собственности и т. д.

Во всех ответвлениях философской системы особенные формы повторяют один и тот же логический путь развития в зависимости от того, какая конкретная наука рассматривается. Поэтому всеобщее можно трактовать и как логический путь развития идеи для изучаемой нами действительности.

Философия как диалектическая логика, по Гегелю, представляет наивысший способ постижения абсолютной идеи, в котором все отдельные способы сняты. Как философия природы и духа она выявляет, таким образом, многообразие частных законов, которые в единичном фиксирует особенное, приводятся в порядок, подчиняясь всеобщим диалектическим законам. Она есть всеобщий способ познания действительности еще и потому, что в многообразии особенного находит всеобщую связь всех явлений, становясь единством многообразия особенного. При этом Гегель ни в коей мере не ограничивает метод философии только обобщением всех конкретных наук. Обобщение — это сфера рассудка самих отдельных наук как особенных способов познания. Цель же философского познания — поиск истинно-всеобщего, понятие природы и духа. Как это делается, Гегель показывает, раскрывая суть своей философской системы. Гегель подчеркивает: «Философия есть объективность, имеющаяся в форме всеобщности».

Идея Гегеля относительно философии как всеобщего способа производства теоретического знания была актуальна, поскольку показывала возможность целостного его осознания. Указанный всеобщий способ познания Гегеля, являясь синтетическим подходом к исследованию мира, имеет непреходящее методологическое значение для систематизации накопленного теоретического знания, а также для формирования целостного научного мировоззрения.

Сама философия Гегеля явилась результатом всего исторического развития науки, в котором все предшествующие моменты сняты, сохранены. Немецкий мыслитель «строил здание» своей системы, используя весь историко-философский опыт, но его диалектический гений заключается не только в том, что он обобщил этот материал, а в том, что застывшее содержание истории науки заставил двигаться, развиваться.

XVIII в. породил много «типичных представителей» своей эпохи. Она дала целый ряд гениев-энциклопедистов, смело соединяющих науку, философию и мистические прозрения в единое целое. Новое время представляло для обозрения потомком свой грандиозный эксперимент, в котором пыталось заменить всю средневековую иерархию земного и небесного одним беспрерывным полем знания. Знание дает возможность мыслителям XVIII в. говорить не только о доприродном и сверхприродном, но и громогласно заявить, что все есть природа и все может быть выражено на языке причинно-следственных отношений.

В такой задаче как раз и содержатся в свернутом виде попытки создать энциклопедический синтез, ввести в него эволюцию, а затем и эволюционную историю как замену Божественной иерархии.

Для мыслителей эпохи Просвещения был вообще характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Ярчайшим памятником этой эпохи является созданная во Франции «Энциклопедия искусств, наук и ремесел» (1752-1780). Это грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. «Энциклопедия» стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII в., но и грандиозным гимном силе разума и прогресса. Она предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого эпохального мероприятия был Дени Дидро.

Среди всего многообразия литературных школ и направлений наиболее выделяются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был основателем и главой школы французского материализма в философии и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Первоисточником для создания человеческой культуры служит у Дидро сама природа, являющаяся его «первой моделью». «Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете — первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный, — вы всегда найдете в нем два прекрасных качества: истину и гармонию».* Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее его творчество. Самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. Отождествляя этические и эстетические принципы, Дидро утверждает, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей. Он провозглашает принцип идейности нового реалистического искусства.

Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть «Племянник Рамо», в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Он неустанно обличал пороки государства, лицемерие официальной церкви, активно участвовал в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. Это естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками жизни.

Нельзя не упомянуть одно из самых глубоких сатирических произведений Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Оно в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи автора. Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к оптимизму, основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена. Но даже «традиционный» счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом: годы, потраченные на долгие жизненные поиски истины, не проходят напрасно.

Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так: «Надо возделывать свой сад» — работать, что бы ни случилось. Главная идея заключается в том, что работа избавляет от «трех великих зол: скуки, порока и нужды». В этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики — обращается к описанию идеального государства. Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо не просто эпизод в романе, его смысловая нагрузка велика. Эльдорадо — это государство воплощенного «царства разума», просвещенная монархия, в которой имеют место философская религия (деизм), единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны.

Портрет Вольтера.


Сущность и сила христианского средневековья