Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Ведущая роль архитектуры барокко в Италии выразилась в произведениях Дж. делла Порта, Л. Бернини.

 Ф. Борромини. Творения Бернини — площадь перед собором св. Петра в Риме, алтарь св. Терезы, «Скала реджиа» в Ватикане, фонтан на площади Навона в Риме.

Таким образом, мы видим, что культура XVII в. — это плодотворный и интереснейший этап в развитии всех европейских народов.

Разум человека открыл уникальность жизни отдельного индивида, научил выражать ее внешними средствами для другого, показал, что знание дает человеку уникальную силу.

3.Историко-культурные процессы в век Просвещения

Характерные черты эпохи Просвещения. Философия. Литература, искусство. Романтизм и сентиментализм в искусстве. Живопись, архитектура, театр, музыка, искусство садов и парков.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы связаны с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений. Эти революционные процессы в обществе обусловили основные особенности культуры XVIII в., а историческая эпоха получила эпитеты: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания как освобождение от религиозного давления, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых, были характерными чертами того времени. XVIII столетие выдвинуло новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим людям, возникло новое понимание самого человека. Главным предметом его внимания становится природа. Он изучает ее законы, а также закономерности развития общества, государства.

Эпоха Просвещения может быть названа также «золотым веком утопии», изучения оптимальной формы человеческого бытия. Просвещение прежде всего провозглашало веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные отношения. В этом веке все свойства человеческой природы считали зависимыми от окружающих обстоятельств, от политических институтов, систем образования, законов. Детерминизм становится главным в рассуждениях мыслителей XVIII в. Философия этого времени размышляла о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Европейская культура породила огромное количество романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Знаменитая «Декларация независимости» включала в себя утверждение о том, что все люди сотворены равными и наделены от природы определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Эти права естественны для человека.

Никола Пуссен. Конфирмация.

Н. Пискарев. Заставки к книге Жан Жака Руссо «Исповедь».

Главным для создателей утопий XVIII в. служило «естественное», или «природное», состояние общества, не ведающее частной собственности и угнетения, деления на сословия. Человек должен жить сообразно разуму, а не по «искусственным» законам. Это был тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо — автора трактата «Об общественном договоре» — никогда и не существовал в реальности. Предложенный мыслителями XVIII в. идеал общества использовался для критики существующего порядка вещей.

В «век разума» возникают новые философские направления, которые обосновывают необходимость более глубокого изучения законов природы и их познанием объясняют улучшение общественных процессов. Работа Монтескье «О духе законов» полностью ставит психологию человека, формы жизнедеятельности общества и государственное правление в зависимость от природных условий, в которых они находятся. Вольтер также призывает к познанию законов разума, к просвещенности монархов, которые могут, по его мнению, способствовать разумному устройству государства.

Французские мыслители Дидро, Гольбах и Гельвеций создают направление, получившее название натуралистического материализма. Изучение натуралистической основы познания и человеческого сознания привело англичан Дж. Беркли и Д. Юма к субъективно-идеалистическим агностическим системам философии, а Д. Толанда и А. Коллинза — к деизму в создании механистической картины мира.

Глубокие философские идеи Гердера, Гете и Шиллера, немецких просветителей создали предпосылки для немецкой классической философии Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Именно они воистину сделали XVIII в. «веком разума», создали науку разума и духа.

Кант, который был убежден, что свобода человека и есть нравственный закон, связал в целое вселенную и человека через внутренний нравственный закон. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».* Единство Вселенной и морального закона есть то невидимое всеобщее, духовное, идеальное в материальном, которое объединяет и роднит мир и человека, и есть та высшая ступень мудрости, которая поможет человеку сохранить величие перед всеми низшими формами жизни. Кант доказывал, что гармония Космоса и человека — одной природы. Осознание своей духовной сущности есть настрой на внутренний общекосмический ритм.

Кант разделяет по значению рассудок и разум. Первый оперирует категориями, а второй — идеями. Идеи — это уже чистые абстракции, которым в мире не соответствует никакой предмет. Кант выделяет три идеи: о безусловном (мыслящем субъекте), о мире как совокупности всех явлений, о Боге.

Анализ разума приводит Канта к выводу, что его идеи антиномичны. Антиномия — противоречивость идеи разума о безусловном, применяемой к миру. Но если мы ищем завершенность, то разум оказывается диалектическим, так как явлениям свойственно конечное содержание.

Когда разум подводит осознание ограниченного под безусловное и неограниченное, то получается конечное и бесконечное. Разум требует абсолютного начала, но в явлениях, напротив, мы встречаемся только с рядом причин и действий, не имеющих последнего или первого. Антиномии Канта — это противоречия всеобщего характера, и они относятся к познанию мира в целом.

Неоценимую важность представляет собой открытие немецким философом необходимости этих противоречий, которую он раскрыл в своей философии. Это большой шаг по сравнению с предшествующей метафизикой, которая представляет, что одно должно быть признано, а другое опровергнуто.

Кант оберегает мир вещей от противоречий и считает, что их выдерживает только мышление.

Вслед за антиномиями Кант рассматривает идею Бога. Он пытается ей придать реальность, действенность, бытие. Такая существующая идея есть идеал разума по Канту. Однако далее при доказательстве бытия Бога для Канта существование оказывается другим, чем понятие о нем. Их объединяет лишь общее им содержание.

Фихте в качестве абсолютного принципа берет «я». Система выводится им из этого исходного и всеохватывающего принципа и является продуктом его развертывания. Согласно Фихте, разум есть единство, и оно односторонне в том, что умещается в субъективности, а «я» понимается как эмпирическое, как «я» конкретного человека.

Важным достоинством системы Фихте является то, что он считал философию наукой, выведенной из единого основоположения и представляющей систему субординированных определений «я». Это последовательно развитое содержание должно представлять, по Фихте, объем знания всего мира, но это знание, которое способно постичь наше «я». То, чего нет для нас, нас не может волновать, считает Фихте. Он понимал свой принцип только как представляющий собою сознание о том, что мы делаем в качестве знания и, следовательно, понимал его только в форме субъективности.

Если Кант исследует возможность познания, сам процесс познавания, то Фихте исследует содержание знания, знание само по себе. По Фихте, природа сознания состоит в том, что оно знает, а цель философского познания есть знание этого знания. Он поэтому называл свою философию знанием знания — наукоучением. Фихте считал, что философия «не прирождена, но должна быть изучена, и поэтому о ней может судить только тот, кто изучил ее» .

Сознание внешнего мира для Шеллинга, как и для Фихте, происходит благодаря трансцендентальному субъекту. Он должен мыслиться как процесс, идущий от бессознательного к полному сознанию самого себя. Таким образом и природа развивается в дух. Основным принципом философии Шеллинга становится единство природы и человека. Неорганическая и органическая природа рассматриваются им как две ступени единой материи, а их развитие достигает «порога» человека и его способности мыслить. Благодаря такому взгляду немецкая классическая философия вступает на путь философского понимания единства всех природных форм и единства человека и природы. В этом единстве человека с природой заключается идея свободы Шеллинга. Установление его он считал главной задачей философии.

По мнению Шеллинга, формы природы должны быть включены в философию для того, чтобы познать их как родственные человеку и таким образом осуществить гармонию человека и природы. Признание Шеллингом природы связано с требованием господства разума в обществе. Он стремится к тому, чтобы человек рассматривался в гармонии со Вселенной, а природа не была оторвана от человека. В этой идее Шеллинг преобразовал фихтевскую революционную теорию самоопределения субъекта в эстетическое созерцание мира, устанавливающее гармонию.


Сущность и сила христианского средневековья