Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Итальянское Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно несло на себе следы этой переходности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания, постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении итальянского Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро, определившее сущность и главную особенность новой идеологии.

Это ядро составила совокупность гуманистических идей, прежде всего признание высокого достоинства человека, раскрывающегося в сознании и творчестве. Гуманизм провозглашал свободу личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и социального. Базой такой гармонии служила культура, духовное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знаниям, искусству.

Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.

Собор Санта Мария дель Фьоре. План.

Европейская культура XVII в.

Политико-социальная обстановка. Влияние филосо­фии на формиро­вание мировоз­зрения. Развитие естествознания. Гоббс о сильном государстве. Литература. Театр. Живопись.

На большей части Европы в XVII в. господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, в странах Центральной Европы и в Скандинавии. XVII столетие стали называть веком абсолютизма. Благодаря ранним буржуазным революциям в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента.

После Тридентского собора 1645-1653 гг. контрреформация укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, и оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни Италии, Испании, Австрии. Таким образом, в европейском общественном сознании и укладе жизни причудливо и противоречиво сочетались как прогрессивные тенденции, так и отжившие, связанные с феодально-католической реакцией.

Е. Коган. Дон Кихот и Санчо Панса. 1950

В начале XVII в. вышла книга Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Она повествовала о двух началах человеческой природы — романтическом идеализме и трезвом практицизме, часто сталкивающихся между собой в трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, более усложненного мировоззрения человека, содержащего противоречия.

Взгляды человека XVII в. обогатились также идеями Ф. Бэкона. В своем главном труде «Новый Органон» он провозгласил опыт главным источником знания, выдвинул новый метод изучения действительности, его назвали индукцией. Он призывал отказаться в науке от всех предрассудков, имеющихся в подходе к анализу знаний о природе. Р. Декарт в своем «Рассуждении о методе» доказал, что разум человека является главным орудием познания мира. Следуя этому тезису, многие образованные люди окончательно признали силу человеческого разума и то, что законы Вселенной познаваемы. Он выдвинул механистическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения.

Используя геометрический метод, написал свое философское произведение «Этика» Б. Спиноза. В нем он обосновал то, что Богом является не духовная личность и не деистический создатель мира, а вся природа в целом. Создав теорию классического пантеизма, он утверждал и обратный тезис, что природа является для человека Богом и в ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи.

XVII столетие хорошо усвоило тезис «знание— сила», а также обратимость этой формулы: сила — это знание. Она позволяет перестраивать мир по своим принципам. Во второй половине XVII в. наблюдается проявление двойственности рационализма, совмещавшего любовь к «ясности и отчетливости» с тягой к оккультным явлениям и «животному магнетизму», соединявшего рассудочное государственное строительство с появлением масонских организаций. Это можно объяснить попыткой уравновесить механицизм вытесненным в культурное подполье метафизическим инстинктом. Пожалуй, главной фигурой в этом процессе является философ, математик, физик, юрист, языковед Лейбниц (1646-1716). Именно он первым соединил рационалистический метод и замысел универсального символического языка науки с идеей индивидуальных «живых сил» как непрерывно развивающихся субстанций бытия. Его «Монадология» показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы — монады. Он также продемонстрировал неистощимую изобретательность в практическом применении своих идей.

В целом познание мира в XVII в. осуществлялось необычайно быстрыми темпами. Развитие получили точные науки, эксперимент. Его многообразие породило много смелых гипотез. Г. Галилей и И. Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Механика, достигшая полноты своего развития в трудах И. Ньютона, послужила новой взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами.

Среди открытий и изобретений прикладной науки следует отметить изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем, труды по зоологии Левенгука и Сваммердама, создание основ клинической медицины Тульпом и Дейманом. Наряду с этим алхимики в своих лабораториях пытались получить эликсир долголетия, магический эликсир, побеждающий любое зло, а также превращать свинец в золото. Создаются многочисленные географические карты и атласы, направляются в разные страны света научные и военные экспедиции, расширяются торгово-экономические связи, строятся здания для научных исследований, обсерватории. Просвещенный человек XVII в. все чаще ощущает себя «гражданином мира». В XVIIв. европейцы открыли Австралию.

Давид Тенирс младший. Пляска крестьян перед таверной Рисунок.

Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, а идея единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия — только эта форма государства может объединить разрозненные народы и земли. Это обосновывает в своей книге «Левиафан» Т. Гоббс. Он считает, что «вражде всех против всех» можно противопосгавить только силу власти государя, который в своем лице представит объединенную мощь единого государства. Оно должно быть таким же сильным, мощным, единым, как мифическое чудовище Левиафан-Голландский философ Б. Спиноза развил учение Гоббса, полагая высшей формой власти не монархию, а демократическое правление, и выдвигал право человека на свободу, понимаемую как осознанную необходимость. Но это было уже начало другой стадии общественного развития человечества — временем необходимости послабления власти монарха в сторону прав на свободу граждан.

На фоне активной общественной жизнь получает мощные импульсы развитие культуры и искусства. Литература XVII в. прославлена именами Л. де Гонгоры, Ф. Кеведо», П. Корнеля, Ж. де Лафонтена, Ж. Расина, Ш. Перро, Р. Геррика и др. В драматургии утверждается принцип единства места времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими по всей Европе, создаются национальные театры и складываются национальные театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди Франсез» (1680) является одним из значительных событий XVII в.


Сущность и сила христианского средневековья