Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В «Страшном Суде», этой «Варфоломеевской ночи на том свете», мы слышим призывный голос труб и полет множества могучих тел. Мир распадается на грешников и праведников и, соединяясь, рождает вечную энергию жизни. Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль. Его произведения отличались благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображением «Святого семейства», написанные им в различное время, находятся сегодня в разных европейских музеях. В Эрмитаже хранятся две его картины — «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство».

Джотто. Явление девы Марии св.Бернару Трипших.

Художник Возрождения всегда очарован телесным, видимым миром не менее, чем люди античности, но оттенки его душевной жизни и той, которую он изображал, стали в эту эпоху разнообразнее и тоньше. Человек в произведениях художника может одновременно испытывать и печаль, и радость, подъем творческих сил и жажду покоя, он стремится к цельности и стал восприимчивее к богатству мира. Главное в человеке, его мыслях — сам человек. Развитие культуры Возрождения происходило на основе новых идей гуманизма, которые влились в нее и стали неотъемлемой ее частью.

Тициан. Любовь небесная и земная.

Новые принципы живописи были предопределены художником Джотто во Флоренции в самом начале XIV в. (треченто). Затем стремление к реалистичности в рисунке, цвете и композиции подхватили мастера следующего поколения (кватроченто) — Мазаччо, Боттичелли, Ф. Липпи, Перуджино, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Мантенья, Пьеро дел-ла Франческа. Триумф этого движения ознаменовался в искусстве чинквеченто — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто.

Основными центрами искусства Возрождения в Италии были Флоренция, Венеция, Рим. Здесь создавались знаменитые фрески, картины и скульптуры.

Паоло Веронезе. Пир в доме Симона фарисея. Эскиз картины.

Ганс Голъбейн младший. Жертвоприношение Авраама.

Решетка в церкви св. Ульриха в Аугсбурге.

Особое место в истории живописи принадлежит художникам Северного Возрождения. Им свойственна отличительная черта: написанные ими портреты смотрят на созерцающего их человека, в каком бы месте он ни находился. В зависимости от изменения положения наблюдателя меняется и направление взгляда, выражение лица на портрете. Создается впечатление взаимосозерцания. Философ Е. Богат в книге «Узнавание» отмечает: «Эти портреты видят тебя и сегодня. Они тебя видят, потому что Северное Возрождение открыло ты. Его открыли Рогир ван дер Вейден, Монтень, Шекспир. И открытие это по масштабам ничуть не уступает великим географическим открытиям эпохи».*

Ганс Гольбейн младший. Смерть и разносчик. Смерть и Адам. Из серии «Танец смерти»


Сущность и сила христианского средневековья