Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Проблема предопределения — одна из центральных в христианской теологии.

Вопрос о соотношении свободы воли человека и свободы его действий с Божественным предопределением вызывал острые споры. Альберти утверждает, что особое положение человека в мире определено его причастностью к земному и небесному. Эта двойственность — отличительное и в то же время совершенное свойство его природы. Совершенство же заключено в активных способностях человека двигаться, чувствовать, желать с целью наилучшего приспособления к внешнему миру и самосохранению. Альберти видит в человеке гармоническое начало, выступающее в единстве разнообразных форм его деятельности. Гармония жизненных функций человека — необходимое условие его существования — выливается в гармонию человека и мира. Человек не столько противостоит природе, будучи высшим ее творением, сколько сливается с ней. Альберти утверждает, что в мире живого царствует лишь одни бог — Природа. Весь мир природы подчинен строгим законам. Нарушить их не в силах ни одно из ее творений, но каждое несет определенную функцию. И люди подчинены этой закономерности настолько, что сама «жизнь человека есть игра Природы».

Витторе Карпаччо. Ученый в студии. XVI в.

 

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

В рассуждениях Альберти отчетливо виден гуманистический подход к решению проблемы. Подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность — естественные начала мира. Специфика человека — осознание этих принципов и свободное следование им.

Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы природы, был гений эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, в конечном счете он доказывал то, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно. Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, заключающийся в соотношениях «золотого сечения». Именно он, Леонардо да Винчи, дал такое название действию в природе всеобщего закона гармонического единства. Он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вещей.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека. Воплощением этой гуманистической идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Особенно высоко ценил Леонардо да Винчи творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. Широко известны его живописные работы, такие как «Поклонение вол­хвов», «Мадонна с цветком», «Тай­ная вечеря», «Мона Лиза» («Джо­конда») и многие другие. Они отли­чаются глубиной образа, тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции.

Леонардо видел в творчестве ху­дожника наиболее выразительное воплощение гуманистического иде­ала человека-творца. Художник изучает природу, воссоздает ее на полотне и в то же время превосхо­дит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». По его убеждению, живопись охватывает все формы, как существующие, так и несуще­ствующие.

Творчество Леонардо да Винчи стало особым направлением в раз­витии гуманистической мысли этой эпохи. Гений Леонардо да Винчи поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу са­ми эти представления.

В отличие от Леонардо, Микеланджело Буонарроти (1475-1564) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, он стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное.

Лепка его произведений полна титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. У него отсутствует мягкая грация линий и очертания нежных лиц. В его произведениях мы видим законченные образцы мускулатуры, каждый герой его — титан, борец, победитель. Он почти никогда не заканчивал свои скульптурные работы. В зодчестве Микеланджело был оригинальным мастером, он был для себя (не имея навыка в архитектурных работах) одновременно и учеником, и учителем. Смелая, своеобразная фантазия художника была его гением. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. В камне, испорченном Дикуччо и признанном негодным советом художников во главе с Леонардо да Винчи, скульптор доказал почти невозможное, создав шедевр.

Микеланджело. Моисей.Скульптура из собора св. Петра в Риме.

Рафаэль. Эскиз картины «Мадонна с младенцем».

Рафаэль. Гений с атрибутами Меркурия.


Сущность и сила христианского средневековья