Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

 Третьим слоем культуры средневековья была культура светская, феодальная, рыцарская. Она определяла уклад средневекового общества, его политику, своеобразный нравственный кодекс поведения. Идеи товарищества, верности данному слову, вежливости и предупредительности по отношению к другому человеку, особенно к женщине, остаются значимыми и в современной культуре.

Жизнь средневекового человека высокого общественного сословия в целом была жестко предопределена существующими нормами и правилами поведения. «Сценарий» жизненного поведения человека той эпохи был определен и маловариативен. Большую роль играли ритуалы, как церковные, так и светские. К последним можно отнести посвящение в рыцари, клятву верности, турниры, ритуал служения Прекрасной Даме и др. Круг интересов феодально-рыцарского сословия воплотился в таком ярком явлении культуры, как поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров.

Рыцарские шлемы и щиты с гербами.

Большая водоподъемная машина.

Северный корабль с рулевым веслом на борту, временным шатром, башней, и прямым парусом. XII в.

Рыцарь, продолжая оставаться воином, должен был иметь изящные манеры, соблюдать во всем меру, понимать толк в искусстве и почитать прекрасных дам. Герой такой куртуазной культуры способен не только молиться и воевать, но и восхищаться красотой природы, и нежно и преданно любить. Любовь была основной темой средневековой поэзии, создателями которой были не только поэты-мужчины, но и женщины.

Средневековая поэзия была поэзией устного, пропеваемого слова. Она была песенной и звучала под аккомпанемент виелы (виолы), арфы, цитры и др. инструментов. Трубадур сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглеру. Распространению поэзии способствовало исполнение ее бродячими жонглерами на городских площадях, а также состязания трубадуров. Это были так называемые «Цветочные игры» в Тулузе, проводившиеся с 1323 г. до конца XV в. Победителям игр вручались цветы из золота и серебра.

Городская школа.

В школах городов позднего средневековья, в соответствии с потребностями городского населения, купцов и ремесленников, зарождался новый дух, выражавшийся в интересе к рациональным знаниям, так как для успешной торговли и развития связей с другими странами нужны были именно такие знания. Бурной жизнью начинали жить университеты. Факультеты свободных искусств, главными предметами которых были философия и диалектика, становились источниками брожения умов, так как именно здесь зарождались новаторские течения. Города стали проявлять интерес к университетам, организовались новые университеты в Падуе, Кембридже, Неаполе, Тулузе и других городах.

Такие тенденции не могли не тревожить руководство католической церкви. Предпринимались неоднократные попытки ограничить автономию университетов. Однако университеты и городские школы все в большей степени становились центрами интеллектуальной жизни в Западной Европе. Церковь же теряла главенствующее положение в интеллектуальной сфере, потому что ее официальная философия — августинизм — была далека от интереса к рациональным знаниям, естественным наукам, к тому, что интересовало все большее количество людей.

Старейшие университеты Европы (ХП-ХУвв.).

Уже в XIII в. была нужна философия естественно-гуманистической направленности, мировоззрение, в котором можно было найти картину мира и практические рекомендации для деятельности людей. И такой философией для стран Западной Европы стал пришедший с Арабского Востока аристотелизм, принеся с собой знания в области ботаники, зоологии, астрономии, других естественных наук. Эти знания формировались там уже в IX-X вв. такими средневековыми учеными, как Аль-Фараби, Аль-Бируни, Авиценна.

Пытка колесом.

Деревенские ведьмы.

 

Аристотелизм быстро начал завоевывать умы. В обращении к нему выразилась потребность в новой концепции жизни, новой ориентации.

Распространение аристотелизма в арабской интерпретации угрожало официальной церкви, приводило к подрыву основных догматов католицизма. Аристотелизм вызывал брожение умов, даже становился теоретической основой плебейских движений. Принимались меры, призванные пресечь, ограничить или хотя бы регулировать изучение трудов Аристотеля. Но эти меры не имели успеха.

Замуровывание.

Сожжение женщин, обвиненных в колдовстве. Гравюра из германского памфлета. 1555 г.

Тогда была создана церковью комиссия, целью которой было приспособление учения Аристотеля к официальной философии католицизма. В комиссию вошли ученые богословы, но и они потерпели поражение: заключить философию Аристотеля в рамки августинизма им не удалось. Церковь находилась в опасности, она нуждалась в защитнике. И защитник явился в лице доминиканца Фомы Аквинского (1225-1274).

Он предлагает такое учение, которое развивает христианское мировоззрение, соединяя его с аристотелизмом. Фома Аквинский доказывает, что в явлениях природы есть порядок, но человеку нужна дисциплина. В человеке есть также естественные наклонности. Это приводит к установлению человеческого положительного закона. В мире много порочных людей. Их нужно принуждать силой и страхом воздерживаться от зла, что достигается велением человеческих законов. Но нужен и Божественный закон, так как человек не может истребить зло. Божественный закон необходим, поскольку цели человека превосходят естественные силы. Из-за несовершенства человеческого разума закон может быть несправедливым. Это происходит, когда он установлен для выгоды правителей. В таком случае закон противоречит общественному благу и Божественным установкам.


Сущность и сила христианского средневековья