Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Искусство средних веков изначально канонично и полностью подчинено христианской религии. Главной темой его являются события из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Византийская школа (православие) складывалась под влиянием восточных художественных форм. Значительное влияние на него оказало египетское искусство. Языческая культура древних греков стала считаться греховной.

Искусство сосредоточивается в храмах. Иконопись — единственное средство, для выражения новых идеалов человека. Космос концентрируется в храме, который как бы совпадает со Вселенной, включает в себя не только новое небо, но и новую землю. Если искусство Древней Греции переместило космос в земную природу, то христианский храм с восседающими апостолами стал восприниматься как новый земной мир и новое царство на земле. Оно является тем космическим идеалом, который должен вывести из плена действительный космос.

Раннехристианская базилика. Романский собор. Планы

Религиозная культура средневековья оставила после себя выдающиеся памятники архитектуры — церкви и соборы романского и готического стилей. Как произведения искусства они представляли собой синтетические организмы, в которых объединялись архитектура, скульптура, живопись. Во время службы в храме звучали слова проповеди и музыка, а праздничное богослужение являло собой театрализованное действо. Это была так называемая литургическая драма, ставшая одним из источников возрождения искусства театра в эпоху Ренессанса. Из сохранившихся образцов литургической драмы можно упомянуть «Действо о Данииле» (XII в.), посвященное рассказу об одном из библейских пророков.

В великолепных романских (Х-ХII вв.) и особенно готических (XIII-XV вв.) соборах нашли воплощение достижения строительного искусства средневековья. Рациональность конструкции и качество построек было таковым, что многие памятники сохранились до сих пор. Таковы церкви в Тулузе (1096-1250), вАрле (Х-ХI вв.), в Отэне (XII в.), соборы в Реймсе (XIII—XV вв.), Амьене (ХII-ХVвв.), Нотр-Дам в Париже (XII-XIV вв.), соборы в Вормсе (XII в.), Кельне (XIII-XIX вв.) и др.

Знаменитый комик и шут Ричард Тарлтон. XVI в.

Соборы строились по определенным сакральным канонам, имели в плане форму латинского креста, образуемую тремя или пятью продольными нефами и одним поперечным нефом (трансептом). Крест —один из распространенных и древнейших символов разных культур. В христианской традиции он связан с образом мирового древа, достигающего небес, а также становится символом распятия, воплощая идею светоносности и мученичества Христа, утверждая победу над смертью, Трех-нефное строение храма могло толковаться как воплощение идеи троичности Бога, пространство алтаря — как надгробный памятник Христу, купол и своды — символ неба и т. д.

Другим слоем культуры средневековья была культура крестьянская, народная. Она была открыта и более или менее обстоятельно изучена только в XX в. Одним из первооткрывателей народной средневековой культуры считается русский философ М. М. Бахтин, который развил концепцию народной культуры как культуры смеховой, карнавальной.* Народная культура — антипод религиозно-церковной, официальной. Она противостоит односторонней серьезности официальной культуры. Праздничный, карнавальный смех, полнота и безудержность проявлений плоти, грубая материальность и телесность — то, что было свойственно и отражало нравы крестьян. Их воплощением может служить образ Пантагрюэля из романа Франсуа Рабле.

Мюнстерский собор в Страсбурге. 1015-1439.

Музыканты. Участвующие в спектакле. Гравюра. 1588.

Музыкант, играющий на виоле.

Идее духовного спасения и бессмертия народная культура противопоставляет идею бессмертия телесного. Оно возможно как постоянное зачатие и рождение новой жизни, приходящей на смену старости и смерти.

Двойственную природу имеет и карнавальный смех, который не только отрицает, уничтожает то, что подвергается осмеянию, но и утверждает что-то положительное, новое. Карнавальный смех демократичен, он уничтожает сословные и имущественные различия между людьми, делает всех равными.

Женские платья, накидки, украшения, прически. Середина XII в.

Воины. Гравюра начала XVII в.

Византийская империя вVI-VII вв. XVI в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

Собор  св Софии в Константинопполе. Разрез

Основные произведения раннего христианства — «Откровение Иоанна Богослова»(Апокалипсис), «Евангелия», «Послания Апостолов» и другие — появились во второй половине I в.

Мастерская портного. Мастеровые у печи. Плавка руды


Сущность и сила христианского средневековья