Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Мастерская портного. Мастеровые у печи. Плавка руды.

Мастеровые  у печи.

Плавка руды.

Следующий период от Ноя до Давида, затем — от Давида до Христа. Последний период начался с первым пришествием Иисуса Христа и закончится концом всей мировой истории во время второго его пришествия.

Священную историю Августин мыслил не в замкнутой цикличности (как было характерно для исторических построений

Сев, жатва и обмолот. Рисунки из рукописи XII в

античности а в поступательном движении к максимально возможному нравственному совершенству. К этому времени должна излиться благодать, а люди — обрести состояние «невозможности грешить» . История имеет цель — нравственный прогресс.

Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная Церковь. Град земной, или Град диавола — это все люди, живущие по велению гордыни. С подчинения ей в грехе Адамовом начинается прискорбная история этого сообщества. Истинная Церковь точно так же не тождественна церкви земной, как град диавола не тождествен земным человеческим государствам.

Если смотреть на историю средневековья в целом, то можно выделить три основных слагаемых средневековой культуры: культура религиозно-церковная, культура светская (феодальная) и культура народная.

Плавильная печь.

Религиозно-церковная культура была наиболее развитой, доминирующей. Она широко представлена в памятниках и письменных источниках. В ней нашло отражение христианское миросозерцание средневекового общества. В соответствии с этим миросозерцанием мир представлялся иерархически выстроенным по вертикали и полным контрастных противоположностей: земного и небесного, священного и мирского, духовного и телесного, добра и зла и т. д. Верх, небеса, господство света представлялись царством Божественного, святого, духовного, совершенного. Бог — первоначало, «несущее свет», «духовное Солнце». Святой Дух в иконографической и живописной христианской традиции изображается обычно в виде голубя, спускающегося по светоносному лучу. Низ, земля, плоть — царством низменного, греховного, материального. Наверное, в этом одна из причин устремленности вверх куполов православных церквей и шпилей готических соборов. Взор верующего, а вместе с ним и его душа, созерцающие подкупольное пространство или остроконечные шпили башен, устремлялись и уносились вверх, к Богу.

Природа человека также мыслилась двойственной, духовно-телесной. Он должен был заботиться прежде всего о своей бессмертной душе, отданной Богу, а телом, плотью пренебрегать, сводя к минимуму телесные потребности с помощью поста и молитвы. Только так можно было с достоинством, праведно пройти путь земного, несовершенного бытия и прийти после смерти к Царству Небесному, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни.

Идеальным типом человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве. О таких людях слагались легенды, их имена канонизировались церковью, их изображали иконописцы и живописцы. Среди них можно назвать св. Иеронима (образ его воплощен, в частности, С. Боттичелли в небольшой эрмитажной картине

Строительные работы. Гравюра из «Кельнской хроники».1499.

Устройство средневекового замка:

1 — подъемный мост;

2 — надвратная башня;

3— замковый двор;

4- хозяйственные
постройки и стойла;

5 — башни;

— жилище
хозяина замка;

— женские горницы;

8 — капелла;

9 — главная замковая башня.

  «Св, Иероним», где один из великих учителей Западной церкви изображен коленопреклоненным, молящимся в пустыне). Этот идеал воплощен также в иконографическом каноне. В иконах, росписях и мозаиках телесное начало святых и персонажей Священного Писания предельно аскетично и представлено лишь ликом и руками, которые трактуются как знаки, выражающие внутреннее, духовное, Божественное начало.


Сущность и сила христианского средневековья