Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Основные произведения раннего христианства — «Откровение Иоанна Богослова»(Апокалипсис), «Евангелия», «Послания Апостолов» и другие — появились во второй половине I в.

Карта мира. XI в

Христос на троне Рисунок из Евангелия Карла Великого.

Мировоззрение первохристиан носит эсхатологический и мессианский характер. Будучи мистическим, сугубо религиозным учением о «последних временах», о конечной судьбе человека как результате вмешательства Божественного спасителя, мессии, призванного покарать грешников и установить идеальный порядок на земле, эсхатология показывает спасение рода человеческого через второй приход Иисуса Христа. Он должен устроить «последний суд» и вместо господствующих на земле зла, насилия и беззакония установить «Царство Небесное».

Фрагмент страницы средневековой книги.

«Царство Божие» — это идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей (праведников) и в котором будут процветать вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость.

Учение о приходе мессии («избавителя») было неразрывно связано с осуждением существовавших социальной несправедливости, общественного неравенства. Через понятие «царство небесное» осуждались и отвергались земные порядки, беззаконие.

В Апокалипсисе верующие охвачены нетерпением в ожидании скорого возмездия тем, кто способствует несправедливости и безнравственности. Предрекается всеобщая гибель сильных мира сего и установление идеального царства справедливости. Однако постепенно происходило коренное перерождение позиций новой религии по вопросу ее отношения к действительности. Усиливалась непротивленческая линия, появился отказ от активной борьбы, примирение с существующими порядками. Наиболее полно это отражено в Посланиях апостола Павла. Здесь впервые христиане выдвигают положение о том, что политическая власть происходит от Бога. Это положение послужило основой для постепенного превращения христианства в официальную, государственную религию.

Согласно первохристианским источникам, в основе социальных и этических норм в целом, лежит справедливость, непосредственно идущая от Бога.

Просмотр книг при дворе короля.

В противоположность неравенству как краеугольному камню римской имперской системы, христианство впервые в истории провозгласило принцип равенства людей независимо от их сословной принадлежности: «Нет ни эллина, ни иудея ... варвара, скифа, раба, свободного». Идея равенства возводится к безусловному, абсолютному началу — Богу. Она означает прежде всего равенство людей перед Богом. Христианство проповедует идею Божественного космополитического равенства людей как членов человеческого рода. Оно призывало вырваться из «духа рабства», войти в царство «свобод». Впервые в истории появляется идеология, призывающая к обществу социального равенства. До сих пор сословность, социальное неравенство, определенная общественная иерархия были оправданы или даже санкционированы либо Божественной волей, либо мыслью политических деятелей и философов, размышлявших над целесообразным устройством общества.

Раннехристианское мировоззрение заложило основу тому, что труд стал рассматриваться как непременное качество «нового человека», вытекающее из Божественной правды и «закона свободы». Новым в истории является принцип обязанности всех трудиться: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Особую известность среди основателей христианского мировоззрения приобрел живший в Северной Африке гиппонский епископ Августин (354-430). Он был ревностным пристрастным теоретиком Божественного выбора «избранных», идеи двух противостоящих друг другу «градов» — Божьего и человеческого, — и свой главный труд Августин назвал «О Граде Божием». Этот трактат был настольной книгой каждого образованного человека того времени, определившей настроения не только всего средневековья, но и нового времени.

В первых десяти книгах Августин стремился начертать обоснованную фактами историю возникновения и развития Римской державы, не скрывая при этом своего восхищения ею. Затем Августин излагает концепцию истории, развертывающейся безотносительно к существованию Рима и его империи.

В трактате «О Граде Божием» впервые в истории христианской мысли Писание рассматривается в историческом измерении. Исходной точкой истории является вопрос о творении мира, а собственно человеческая история начинается с Адама. Затем следует последовательное изложение периодов истории человечества. Первый из них — от Адама до Ноя, и первыми представителями двух Градов были дети Адама Каин и Авель.


Сущность и сила христианского средневековья