Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства


Собор св Софии в Константинопполе.Разрез.


 


Собор св. Софии в Константинополе.

Архитекторы Анфимий и Исидор, IV в. План.

Историческая роль Византии в судьбах Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Кавказа огромна, значение ее культуры в развитии мировой цивилизации непреходяще и безусловно плодотворно.

В истории мировой культуры Византия — первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий — могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации.

Религиозная, светская и народная культуры западноевропейского государства

Средневековье и христианство. Патристика и мировоззрение первохристиан. Августин Блаженный как выразитель нового мировоззрения. Религиозно-церковная культура средневековья. Крестьянская культура. Особенности позднего средневековья. Фома Аквинский и Данте на пути к новому пониманию человека

Средневековье в Западной Европе длилось примерно 1000 лет. Начало эпохи связывают с падением Римской империи в конце V в. Когда речь идет об истории культуры, то окончание эпохи совпадает с началом Ренессанса, т. е. с XV в. для стран Западной Европы.

В исторической эволюции средневекового общества можно выделить три основных этапа (периода): раннее, развитое, или зрелое, и позднее средневековье. Наиболее характерные черты средневековая культура обретает примерно к X в.

Средневековье складывается вместе с возникновением христианства. Важнейшие перемены уже в IV в. происходили и в духовной жизни римской империи. Язычество проиграло великую борьбу за души людей и медленно отступало. Основные вехи этого пути: первый Вселенский Собор христиан в Никее (325), осудивший ересь Ария; принятие христианства перед смертью императором Константином (337); второй Вселенский Собор в Константинополе (381), после которого христианство получает статус государственной религии. В связи с этим нельзя не упомянуть безуспешную попытку императора Юлиана (умер в 363 г.) восстановить язычество. Разумеется, старая религия еще имела немало сторонников, но дни ее были сочтены.

С победой христианства связана полная переориентация всех духовных устремлений тогдашнего культурного мира, утверждение новых мировоззренческих парадигм. Для христианина древнегреческие мыслители Платон и Аристотель не могли более оставаться высшими авторитетами. Варварские народы Европы

Высшей инстанцией стало Священное Писание, которое всякий христианин должен был считать и считал единственным источником истины.

Патристика, или учение отцов церкви, есть основное религиозное направление переходной эпохи. В патристике новая христианская культура почти сразу же получила нечто цельное. Учение отцов церкви было призвано обратить культурное наследие античности на объяснение и утверждение новых, христианских ценностей, на создание универсальной системы мировосприятия.

Христианство бесспорно является одним из самых величественных явлений в истории человечества.

История христианской церкви насчитывает уже два тысячелетия, и Церковь сегодня в некоторых странах более могущественна, чем государственная власть. Культура раннего христианства складывалась и развивалась в борьбе различных тенденций, носителями которых были многочисленные секты, обвинявшие друг друга в ереси.

Обширные дискуссии, развернувшиеся в IV в. в христианской церкви, способствовали выдвижению нескольких епископов и толкователей текстов, которые вошли в историю как «отцы церкви». На Востоке наряду с Афанасием, Григорием Назианским и Василием Кесарийским выделяется личность проповедника Иоанна, прозванного Златоустом. Он одним из первых начал употреблять по-гречески термин «христианство». На Западе среди наиболее известных следует назвать миланского епископа Амвросия и Иеронима, неутомимого редактора древних латинских переводов Ветхого и Нового Заветов, которые он систематизировал в «Вульгате», или «народном» переводе, использовав свое знание еврейского и греческого языков.


Сущность и сила христианского средневековья