Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Византийская империя вVI-VII вв.

XVI в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название — Византия (хотя Византии не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя — 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне — ромеи в византийском выговоре.

Во внутренней политической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю. Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своей смертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).

Вместе с тем история державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутренней органичностью, в основе которой верность византийцев высшему духовному православному идеалу.

Важнейший признак византинизма состоит в церковно-религиозном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Противостояние эллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез, творцами которого стали греческие отцы церкви со II по XV вв.: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, великие капподокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходится на XIV в. и связана с именами Григория Паламы, Нила Константинопольского, Николая Кавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь не противопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым».*

Большое распространение получили и исторические сочинения: история и хронография были очень популярны. Никогда не замирала и философская традиция. Ее создавали Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влемид, Плифон, Геннадий Схоларий.

Поэзия развивалась преимущественно на церковной почве, отражая потребности богослужения. В VI в. Роман Сладкопевец создал жанр кондака. Это был величайший церковный поэт всех времен. Песнетворческое наследие оставили патриархи Сергий и Софроний, преп. Максим Исповедник.

Византийская империя в VII-X вв.

В конце VII в. возникает новая форма религиозного творчества — канон (создатель Андрей Критский). Крупнейшие авторы — Иоанн Дамаскин, Косьма Иерусалимский.

Самобытные черты византийского искусства представлены в архитектуре, музыке, изобразительном творчестве, литературе и христианской историографии. Уже в «золотой век» Юстиниана Великого был создан собор св. Софии, Свод гражданского права, мозаика Равенны.

Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский, вероучительный характер. По своей внутренней сути оно есть свободное аскетическое послушание. Средневековый художественный реализм онтологичен, ибо выявляет высшую духовную красоту, вечные законы, которыми управляется мир. Церковное византийское искусство можно рассматривать как «динамику в статике», «неподвижное движение любви». Единый художественный стиль одухотворяет все византийское тысячелетие. В византийском искусстве объединены в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность.

 

Мозаика купола баптистерия Сан- Джованни в Равенне.

Константинопольская Святая София — это чудо византийского искусства. Великая Церковь — вселенский символ Боговоплощения. Храм был построен в VI в. малоазийскими зодчими Анфимием и Исидором. Из двух основных типов средневекового храма — базиликального и куполь-но-центрического — второй утвердился в Византии. Однако Константинопольская София — пример редкого и блестящего соединения обоих типов храма.

Для Византии характерна так называемая «полосатая архитектура»: оформление наружных стен сводилось к горизонтальным полосам, возникающим благодаря рельефной кирпичной кладке либо чередованию слоев кирпича-плинфы и белого раствора.

В скульптуре имеют место преимущественно декоративные рельефы на кости и рельефы на саркофагах. Главные формы византийской живописи — монументальная храмовая живопись (мозаика, фреска), икона, книжная миниатюра. Древнейшие византийские мозаики хорошо сохранились в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв.). Искусство византийских мозаик возникло из идеи драгоценного камня. Мастера скрупулезно добивались мерцания фона, располагая смальту под разным углом. В Византии впервые появился мотив аркад с открытой колоннадой. Византийцы изобрели новый тип капители, сплошь покрытой глубокой каменной резьбой. Невиданного расцвета достигло ювелирное искусство: процветало искусство эмалей, резьбы по кости, инкрустации из драгоценных камней.


Сущность и сила христианского средневековья