Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Сущность и сила христианского средневековья состояла в том, что жизнь не была отделена от религии.

Православие являлось основной стихией народной жизни, главным и определяющим фактором цельности державы ромеев. Священная цель сохранения чистоты православия пронизывала все сферы культуры византийского мира. Верность церкви составляла высшую доблесть для византийца, согрешающего, падающего, но всегда помнящего о своей духовной родине. Идеал воцерковленной культуры и государственности, который внесла в мировую историю Византия, отнюдь не означал осуществления ею евангельского царства на земле.

Византийскому нравственному идеалу всегда была присуща наклонность к разочарованию во всем земном. В отличие от римлян (и романизированных народов), самого политико-государственного народа в мире, создателя образцового права, византийцы- эллинизированные народы половины империи —в соответствии со своим национальным характером, ярко выраженной мистической одаренностью, поняли ххристианство преимущественно как богооткровение, как путь ко спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. Именно тип личности византийца — homo byzantinus- являет собой смыслообразующий и культуросозидающий центр.

 

Византия в V-VI вв.

Стены Феодосия в Констаптинополе. X в.

Константинополь — центр и око Вселенной, ни с чем не сравнимое (Григорий Богослов), высшая опора и средоточие православного мира. Само уникальное географическое положение Константинополя, как бы соединяющего Европу, Азию и Африку в высшем духовном единстве, является ярчайшим символом православной веры. В христианской политической теории столица Византии стала естественной столицей всего восточно-христианского мира. Будущее империи оказалось навсегда связано с Востоком. Предвестием этого служит царствование последнего языческого императора Диоклетиана (285-305), сумевшего отвести Рим от близкой гибели, гениального и во многом загадочного правителя, перенесшего свою резиденцию в восточную область империи, в город Никомедию.

На переходе от античности к средневековью происходит разделение до тех пор единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями — Гонорием и Аркадием (Западная и Восточная империи). В 410 г. Рим был взят готами, воглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.

Базилика Константина в Риме

Крещение Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт, даровавший христианам свободу исповедания их веры. В память об этом событии отцы первого Вселенского собора (325 г., Никея) постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры — императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Любовь антийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, не особе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не могло возникнуть, не существовало феномена самозванства, ибо на престоле был всегда тот, кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Бо-жиим, владыкою всех христиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонении головы до самой земли), в целовании руки, в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетах). Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чин коронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования был совершен в V в., в XIV в. коронационный чин достиг высшей степени развития, церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.

Кресло. VI в.

Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой» (agio), ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).

После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь — Святым и Равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном снову византийской культуры составляет органичное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.

Двуединство Римской империи и Православной Церкви — само себе мир. Римская империя, объединявшая все земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.

Вселенская Римская империя (Византия) — земная, государственная рамка для священной истории. Для христианского сознания Византия — тот мир, который стоит под владычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.


Сущность и сила христианского средневековья