Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Тростниковый дом арабского шейха.

Проповеди Мухаммеда нашли поддержку в городских низах и вызвали ярость у племенной верхушки Омейядов Мекки. В 622 г., опасаясь физической расправы, Мухаммед бежит из Мекки («хиджра» — переселение 16 июля 622 г. начинает мусульманское летосчисление) в соседний город Ясриб. Там он объединил племена, исповедовавшие язычество и иудаизм, в умму (араб, нация, народ). Мухаммед объявил себя имамом (араб, стоящий впереди) — религиозным главой, правителем, военачальником и судьей уммы. Город Ясриб был переименован в Медину (араб, город пророка). Первые военные успехи в борьбе с Меккой привлекали в умму другие племена. Вход в нее был открыт всем тем, кто признавал Аллаха единым богом. Вскоре вся Аравия признала власть Мухаммеда. Мекка стала духовным центром ислама, а ее храм Кааба (араб, куб), построенный над священным камнем, — главной мусульманской святыней.

В Медине Мухаммед был принят как владыка, законодатель и устроитель, но не как вероучитель, беглец или гость. Ему было необходимо обеспечить для своей религии место рядом с еврейской и христианской. В Мекке евреи и христиане ненавидели друг друга, и их религии не допускали существования рядом какой-либо другой. Мухаммед, считавший себя последним по времени пророком, напомнил, что Авраам жил до Моисея и Иисуса; следовательно, не был ни евреем, ни христианином, а был последователем единого Бога и, по общему убеждению, находился в раю; следовательно, с верой Авраама можно спастись, и именно эту веру проповедует Коран. Коран осуждает евреев и христиан за отступление от единобожия. Евреи называли сыном божьим — Ездру, христиане — Мессию. Ислам считает, что есть только один бог — Аллах, и сын, родившийся от земной женщины, быть богом не может.

Ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и вознесение на небеса. Миниатюра.

Жизнь пророка в Медине не походила на его жизнь в Мекке. После смерти своей старой жены он взял себе двух других, одной из которых была десятилетняя дочь Абу Бакра Аиша. У Мухаммеда в год его смерти было девять жен. В 630 г. Мухаммед вступил победителем в Мекку, он знал, что в это время принятие ислама не означало принятие веры, и требовал говорить: «Мы приняли ислам», а не «Мы приняли веру»; веры у них еще не было. По преданию о сдаче Мекки, Мухаммед принял присягу о поклонении только одному богу Аллаху отдельно от мужчин и от женщин. Внешний успех новой веры был поразителен. Первые походы мусульман за пределы Аравии были направлены против греков, которых Мухаммед некогда считал своими естественными союзниками.

Мухаммед умер после болезни 8 июня 632 г. Его смерть стала неожиданным событием для общины. Могилу для пророка вырыли в ту же ночь, на том же месте, где он умер; рядом с ним впоследствии похоронили Абу Бакра и Омара.

Аравия нуждалась только в земном правителе. Всем было ясно, что правитель будет эмиром (военным начальником) и он может быть только из мухаджиров (изгнанников, бежавших с пророком из Мекки) или из ансаров (помощников, встретивших его в Медине). Благодаря Омару спор был решен в пользу мухаджиров. Главой государства с титулом халифа («заместитель посланника божьего») стал ближайший друг Мухаммеда мухаджир Абу Бакр. Омар принял в свое ведение суд, Абу Убейда — финансы. При правлении Абу Бакра было усмирено восстание арабских племен, закончено завоевание полуострова и начаты военные действия против Византии и Персии. В отличие от пророка, родственники настоящего правителя не пользовались никакими преимуществами.

Образцы арабской надписи и орнамента.

Абу Бакр умер в 634 г., завещав власть Омару. При Омаре было введено новое летосчисление от 622 г., года бегства (хиджры) Мухаммеда в Медину, Мусульманский год на десять дней короче настоящего, так как Коран не признал обычай сохранять старые арабские названия лунных месяцев и от времени до времени вставлять лишний месяц (для приведения лунного летосчисления в соответствие с солнечным). Во время правления Омара мусульманская держава приняла такие размеры, что прежняя система управления ею не могла быть сохранена. В состав халифата вошли культурные области, отнятые у греков и персов; административное и финансовое устройство не изменялось для сохранения высоких доходов. Увеличились средства казны и государственные имения, вводились государственные учреждения греческого или персидского типа. Влияние в Медине приобретали инородцы. Стали назначаться высокие оклады, независимо от заслуг перед исламом, отдельным лицам.

Омар хотел сделать Аравию только мусульманской страной и изгнал тех, кто не хотел принять ислам. В Медине начиналось вытеснение арабского влияния греческим и персидским. В 644 г. Омар был убит персом.

Преемником Омара стал Осман (644-656), мухаджир, но представитель враждебного пророку рода Омейядов. Правитель заботился об увеличении средств и имений казны, увеличил размеры «запретной мечети» в Мекке и мечети пророка в Медине, для чего были приглашены иноземные мастера. Османа обвиняли в некоторых религиозных нововведениях во время паломничества, но и Омар не остановился перед введением новых молитв для ночей рамазана. Большое значение имело составление официальной редакции Корана. Было предписано уничтожить все прежние свитки, а новые разослать по нескольким городам. При Османе круг ведения судей — казиев — был ограничен.

Для современного правоверного мусульманина Осман такой же «праведный» (рашид) халиф, как его преемник Али (656-661), принявший власть из рук его убийцы. Против Али выступили некоторые спутники пророка во главе с Аишей; между ними в 656 г. произошла битва, в которой Али вышел победителем; в 657 г. произошла битва между войсками Али и Муавии, причем Али был вынужден согласиться на перемирие. Али пал, как и Омар, от руки убийцы.


Сущность и сила христианского средневековья