Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Древнейшей империей в Африке южнее Сахары было государство Гана, которое сложилось около III в. на территории Западного Судана в верховьях рек Нигера и Сенегала и которое не совпадает с современной Ганой, расположенной в устье Вольты. Основой богатства империи были месторождения золота на юго-востоке и соли на севере. В 977 г., когда Гана достигла вершины своего могущества, арабский путешественник и учений Ибн Хау-каль писал: «Правитель Ганы — самый богатый человек на земле». Название страны происходит от титула верховного правителя — гана. Его влияние простиралось от Атлантики до Тимбукту на Нигере. Из арабских источников известно о сказочном богатстве Ганы и роскошной жизни ее властителей и придворных. Это богатство вызывало зависть и страх. Реальная опасность грозила империи со стороны исламской династии Альморавидов.

Основателем государства Альморавидов был Абдаллах ибн Ясин, пришедший с севера учить племена берберов Корану и удалившийся со своими приверженцами в некое подобие военизированной духовной обители — рибат, которая располагалась на реке Сенегал (в переводе с арабского Альморавиды — обитатели рибата).

В середине XI в. Абдаллах начал религиозную войну, Альморавиды прошли на север и там основали новую столицу Марракеш (Марокко). После кровавых боев они захватили в 1076 г. ганский торговый центр Кумби-Сале (на юге Мавритании), опустошили его и сожгли. Кумби-Сале был не просто важнейшим центром межрегиональной торговли (на пути в направлении север-юг), но также столицей будущей империи Мали. В результате этих событий не смену поклонению только традиционным богам пришла вера в Аллаха. Однако Аллах занял нишу верховного божества в местных религиозных системах, и местные божества стали иерархически подчиняться ему, сохраняя свои функции. Но преобразовать сознание людей, изменить исконные традиции народа было нелегко. Ганцы сопротивлялись разрушению той духовной культуры, которая складывалась в их стране веками. Через 10 лет им удалось освободиться от Альморавидов, но Гана уже не восстановила прежнего могущества и к 1240 г. была окончательно порабощена.

После империи Гана появилась империя Мали. Вожди племен, долгое время зависимые от Ганы, очень скоро приняли ислам. Во время правления легендарного властителя Сундьяты (1230-1253), которого прозвали Малийским Львом, империя Мали расширила свое влияние, уничтожила ганскую столицу и захватила область западнее территории современного Сенегала. Империя Мали существовала за счет посреднической торговли через пустыню Сахара и контролировала богатые залежи золота Вангары.

Больше всего Мали расширилось при мансе (верховном правителе, по характеру власти близком статуту « священного царя ») Канкане Мусе в первой половине XIV в. Он прославился в 1324 г. своим паломничеством в Мекку. Тогда он прошел через Каир с большим караваном нагруженных верблюдов и множеством рабов. Паломничество было организовано в первую очередь с целью установления культурных, экономических и дипломатических отношений с арабским миром. Муса хотел привлечь в свою страну купцов, строителей и мыслителей. Город Тимбукту превратился в важнейший торговый и культурный центр Западной Африки. В конце XIV в. империю Мали ослабили династические споры и постоянно усиливавшийся натиск племен моси с юга и туарегов с севера. В 1435 г. туареги захватили Тимбукту, государство Мали распалось, и на его место пришла новая империя с новой культурой сонгаев.

Сонгаи первоначально населяли область среднего течения Нигера. Их столица Гао, упомянутая уже в 890 г., располагалась в 350 км ниже по течению от Тимбукту. Гао — один из пунктов в конце древнейшего караванного пути, соединявшего Западный Судан со средиземноморским побережьем, важнейший торговый центр, известный еще античному миру. Сонгаи приняли ислам еще в XI в., с тех пор их духовная культура стала приобретать все более мусульманский облик.

Сонгаи, находившиеся долгое время в зависимости, лишь в XV в., при правителе сони* Эли, прозванном Великим, захватили и подчинили себе территории своих бывших угнетателей. Когда в 1492 г. сони Эли утонул в горной реке, власть в свои руки взял один из вождей племени сонинке — аския**Мухаммед I, который основал мусульманскую династию сонгайской державы — династию Аскиев. В XVI в. государство достигло наибольшего расцвета. Аский опирался на военную мощь, сила которой держалась на хорошо обученном постоянном войске. Его сильные гарнизоны стояли по всей империи. У аскии была даже флотилия на реке Нигер. В 1497 г. Мухаммед I отправился в паломничество в Мекку в сопровождении 500 всадников и 1000 пеших. В империю он вернулся уже как эмир. Этот титул был дарован Мухаммеду аббасидским халифом и звучал он как Амир-ал-Муслимин, что означает «Государь верующих в стране Судана». Из Мекки Аский привез арабских ученых, медиков, архитекторов. Сонгайские города стали преобразовываться и постепенно превратились в большие центры культуры. Значительную роль в них стало играть образование. Исламская школа в Тимбукту почти приравнивалась к Каирскому университету.

Дорога к хижине фетишей. Центральная Африка.

Сонгай стал богатой империей, о количестве его золотых сокровищ ходили легенды, которые привлекали особое внимание другого народа Африки — марокканцев. В конце концов в XVI в. империю сонгаев завоевали завороженные легендами о золоте марокканцы. Вооруженные пушками испанские наемники, состоявшие на службе у марокканцев, захватили Гао и Тимбукту, разочарование у них появилось тогда, когда они не нашли золотоносных приисков, которые находились немного южнее. Они не смогли подчинить себе полностью Сонгай, поэтому вскоре утратили к нему интерес. Им помешало еще то обстоятельство, что расходы на содержание наемного войска превышали прибыль, которую они получали от империи. Однако сонгаи уже никогда не достигли прежнего могущества.

Гана, Мали и Сонгай были крупнейшими, но не единственными государствами западно- и центральноафриканского региона. Империя Канем-Борну возле озера Чад стала центром торговли между арабизированным севером, западноафриканскими империями и югом Африки. Древняя Канемская империя, исламизированная к XI в., достигла наивысшего развития в XII — начале XIII в. В конце XV в. центр был перенесен с северо-востока (Канем) на запад (Борну). Империя переживала новый расцвет. Династия Сейфува, основанная, согласно легенде, около 800 г., царствовала более 1000 лет. После казни последнего султана этой династии в 1846 г. империя начала разваливаться. Решающим фактором развития этого региона было распространение ислама.

Самым древним городом и политическим центром народа йоруба и государства Бенин был Ойо, но в 100 км от него располагался религиозный центр город Ифе. В середине XII в. принц народа йоруба Эвека, родом из Ифе, основал город-государство Бенин в приморских и горных областях западной Африки. В XVI в. территория дворца Бенина достигала по периметру почти 10 км и была окружена высоким трехметровым укреплением. Один голландский путешественник, посетивший Бенин, описывая дворец государя, сравнил его размеры с целым городом Харлемом.

Бенин стал центром работорговли, рабы там стоили так дешево, что во время ритуалов их приносили в жертву тысячами. Хорошо известны бенинские бронзовые рельефы и скульптуры. Техника литья бронзы была заимствована из Ифе, она развивалась в XV в., а в XVI в. достигла невероятных высот. Великолепные произведения мастеров нередко изображали европейцев (португальцев), которые посещали страну.

Бронзовые мужские головы отличались своеобразным изяществом. Они интриговали любителей искусства таинственностью своего происхождения.

Позднее стало известно, что эти удивительные произведения принадлежат западноафриканскому народу бини. Государство Бенин (южная часть современной Нигерии) возникло, по-видимому, еще в начале X в., а своего расцвета достигло в XV-XVII вв. Бенин славился искусными мастерами-металлургами, особенно бронзолитейщиками. Их работа ценилась местными владыками столь высоко, что за мастерами днем и ночью следила специальная охрана.

Наибольший интерес представляют бронзовые головы (не более 50 см в высоту) и рельефы, которыми украшали царские дворцы. Все детали рельефов отличаются тщательной проработкой. Фигуры изображенных на них людей не всегда пропорциональны, однако полны жизненности, внутренней силы, непосредственности. Здесь встречаются изображения царя и его сановников, сцены из дворцовой жизни, батальные сцены и т. п. Также на них изображены пантеры, птицы, хамелеоны и змеи — священные существа бенинского культа. Хамелеон и змея в восприятии бенинцев, очевидно, связывались с загробным миром. Встречаются изображения рыб и обезьян, которые относятся к числу популярных персонажей мифологического бестиария, использовавшихся в изобразительном искусстве.

Славился Бенин и резчиками по кости. Особенно удавалась его мастерам обработка слоновых бивней: их покрывали сюжетной резьбой, в которой фигурируют антропо- и зооморфные персонажи и символические знаки.

Одновременно с мелкими государствами йоруба и царством Бенин вдоль побережья Западной Африки, южнее устья Нигера до устья Конго образовалось еще несколько мелких государств, объединенных родственными связями. В их центре находилось королевство Конго. Правитель племен банту и бакенго под титулом маниконго (правитель Конго) царствовал в Мбанза-конго (Сан-Сальвадор). Когда в 1482 г. португалец Диего Као открыл устье Конго, он обнаружил там уже большое и развитое государство.

Маниконго получал доход от пошлин, внутренняя торговля в стране процветала еще до прихода европейцев. В 1490 г. в Конго прибыли первые португальцы, так как маниконго Нзинга Нкуву был готов сотрудничать с европейцами. Торговля развивалась все интенсивнее, хотя португальцы следовали исключительно своим экономическим интересам. Основными товарами, привлекавшими европейцев к странам конголезского бассейна, были золото, экзотические товары — продукты растительного или животного мира, и рабы, доставляемые из глубинных районов континента. В связи с разворачивающейся работорговлей стимулировались мощные миграционные, политогенетические и культурные процессы в прибрежных и глубинных районах. Важные сведения о работорговле и ее последствиях в этом огромном регионе Африки содержатся в европейских источниках, начиная с XVI в.

Не только в районе реки Конго и на восточноафриканском побережье существовало множество государственных образований, например Могадишо, Малинди, Момбаса или Килва, которые возникли под влиянием ислама и экономически ориентировались на Восток. Они экспортировали местные товары — золото и слоновую кость, а также рабов. Их главным рынком сбыта была Индия.

Про государства внутренней Южной Африки известно немного. Об уровне древних культур Юго-Восточной Африки свидетельствуют тысячи развалин и выработанные рудники. Сохранились сведения лишь о государстве Мономотапа. Так называли древнее моущественное государство в бассейне рек Замбези и Лимпопо (территория Южной Родезии) первые европейцы, создавшие легенду о Мономота-пе — стране золота. Название это возникло из искаженной записи титула правителя — Мвене Мутапа— «Господин рудников». Он правил на территории нынешних Мозамбика и Зимбабве, где сохранились остатки монументальных построек. Экономика этого государства была основана на добыче и обработке полезных ископаемых, но потом попала под влияние португальцев.

Постройка-фетиш, африканцев, архаический прототип храма

Африканское резное деревянное сиденье

 «В 1868 г. англичанин Адам Рэндолс, путешествуя по южной Африке, обнаружил между реками Замбези и Лимпопо остатки больших сооружений, сложенных из грубо обработанных гранитных блоков. Так были открыты загадочные памятники древнеафриканской архитектуры, разбросанные по территории современных государств — Замбии, Зимбабве и Мозамбика. Как выяснилось позже, это все, что осталось от некогда могущественной южноафриканской «империи» — Зимбабве-Мономотапа.

Особое место в ее культурно-художественном наследии, безусловно, занимают изделия из благородных металлов, в первую очередь из золота. Искусные ювелиры изготовляли разные золотые украшения: бусы, браслеты, кольца и т. п. В 1932 г. недалеко от развалин Зимбабве — одного из главных «городов-крепостей» этой державы — были обнаружены изделия из золота (золотые бусы, браслеты, кусочки тонких золотых пластин, остатки фигурок носорогов и другое). Богатство было сказочным — одних только бус было обнаружено 12 тысяч.

Исследователей поразило высокое мастерство туземных ювелиров, изготовивших уникальные золотые пластинки, толщина которых равнялась примерно 0,1 мм. Чтобы создать такую тонкую и гладкую пластинку, требовались не только талант, время и терпение, но и достаточно высокий уровень технологии. Вряд ли современные золотых дел мастера могли бы проделать столь изощренную работу, пользуясь теми примитивными инструментами, какие были у древних африканцев. Не меньшее восхищение вызывает и высокое мастерство африканских резчиков по камню. Из мыльного камня — относительно мягкого материала — они чаще всего вырезали статуэтки быков с рогами в виде лиры, а также большие скульптуры хищных птиц, сидящих на высоких пьедесталах.

К концу XVI в. португальцы не только полностью вытеснили арабских купцов с побережья юго-восточной Африки, но и проникли в глубь африканского континента. В период с 1575 по 1666 г. им удалось завязать торговлю с зимбабвийцами, а затем втянуть их в войну с соседними племенами. Начался закат государства Мономотапа — крупнейшей цивилизации Юго-Восточной Африки. Сейчас от некогда могучего Зимбабве-Мономотапы остались лишь руины «городов» .*

Сегодня в самой Африке, в зарубежных научных центрах и в нашей стране опубликовано огромное количество научных изданий и документов по истории культуры африканских народов. Африканистика стала самостоятельной наукой.


Сущность и сила христианского средневековья