Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений. http://www.smotret-film-online.info/

Курс лекций по истории искусства

Высокого мастерства достигли зодчие Аксума. Царские дворцы столицы ни в чем не уступали самым величественным архитектурным комплексам всех времен и народов. Каменный дворец Энда-Микаэль занимает площадь в 675 кв. м. Дворец Энда-Симеон построен позже. По площади он почти в два раза больше, чем Энда-Микаэль (1266 кв. м), и еще более торжествен. Но самый громадный дворец Аксума, несомненно, Таакха-Марьям. Здание, возведенное на ступенчатой платформе (площадью 9600 кв. м), имело сотни помещений на каждом этаже (предположительно было 8 этажей), общее количество комнат превышало тысячу. Узорчатый пол был выложен белыми и зелеными мраморными плитами или кирпичом. Внутренние стены украшались деревянными панелями из черного дерева, отделка была из разноцветного мрамора и бронзы. Двери, оконные решетки и частично потолки мастера покрывали резными рельефами из ценных пород дерева. Стены царского дворца украшались бронзовыми фигурками единорогов.

Знаки владений. Служат для обозначения именных территорий.

Наиболее удивительными памятниками Аксума являются величественные стелы (вертикальные каменные плиты). Самаям большая имела высоту 33,5 м (современное 12-этажное здание). Высота другой, которая стоит и поныне, — 24 м. Остальные несколько меньше: от 5 до 21 м.

Наряду с Пунтом, Кушем, Аксумом наиболее древними культурами являются Нок и Сао. Культура Нок существовала примерно с середины I тыс. до II в. до н. э. на территории между реками Нигер на севере и Бенуе на юго-востоке. Эта страна простиралась с запада на восток почти на 500 км, а с севера на юг — на 200 км.

С тех пор сохранились произведения мелкой пластики — в основном антропоморфные терракотовые головки. Женские, как правило, имеют высокий выпуклый лоб, большие глаза, выражающие испуг и любопытство. Полуоткрытый рот с чуть вывернутыми наружу губами говорит о принадлежности изображенного человека к негроидной расе. Черты мужского лица более жестки, и весь облик выражает крайнее напряжение, поскольку брови приподняты над широко раскрытыми глазами, ноздри раздуты, скулы резко очерчены. Формы терракотовых головок разнообразны: круглые, цилиндрические или конусовидные. Делали их, используя специальные формы, о чем говорят фактура изделия и качество обжига.

В 1949 г. в Лондоне открылась выставка «Традиционное искусство британских колоний». Там было представлено и самобытное искусство народов Африки. Среди произведений древнеафриканских мастеров была терракотовая статуэтка, которая озадачила специалистов, так как ничего подобного ранее никто не видел.

Оказалось, что эта скульптура более чем на тысячу лет старше уже известных бронзовых и терракотовых статуэток из Африки. Она принадлежала культуре, открытой в 1944 г. вблизи нигерийского селения Нок и названное по его имени. Произведения мастеров культуры Нок подтвердили правильность выводов о том, что традиционная скульптура Африки имеет глубокие корни.

Другой древней африканской культурой является Сао. В начале XX столетия в районе стыка границ современных государств — Нигерии, Камеруна, Нигера и Чада — археологи обнаружили ее остатки. Культура Сао возникла в конце I тыс. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет. Культура получила название Сао — по имени народа, населявшего эту местность. При раскопках были обнаружены развалины древних городов и терракотовые статуэтки от 3 до 40 см в высоту. Мастера Сао достигли особого совершенства, создавая фигурки людей и животных, а также сказочных существ, соединяющих черты животного и человека. Сао было тесно связано и оказало сильное влияние на другие изобразительные традиции этого региона.

Традиции Нок унаследовала культура города-государства Ифе. В начале XX в., когда европейцам удалось проникнуть в глубь Западной Африки, на территорию, населенную народом йоруба, они описали многочисленные развалины древних построек — все, что осталось от былого величия некогда могучего древнего Ифе.

Принято считать, что расцвет государства Ифе (современная Нигерия) приходится на XI—XIV вв. Подлинную славу мастерам Ифе принесли изделия из терракоты. Терракотовые головы, выполненные в натуральную величину, отличаются виртуозной техникой изготовления и жизненностью образа.

Ифская бронзовая скульптура нередко изображает людей в полный рост. Толщина металла обычно не превышает 6 мм. На изготовление одной скульптуры мастер тратил несколько месяцев чтобы тщательно обработать форму.

Глиняные конические жилища африканцев Камеруна.

Основные черты ифской скульптуры — единство стиля, общность художественных принципов и приемов исполнения. Художник стремился передать состояние душевного покоя своих моделей вне зависимости от того, кого он изображал.

Ту, бог войны и оружия. Железо. Западная Африка.

Мостовые города Ифе были выложены черепицей в виде геометрических узоров. Различные по форме черепки укладывались в определенном порядке на основу из таких же черепков, вплотную поставленных на ребро во влажную глину. К ним добавляли также мелкий кварцевый булыжник.

Широкое распространение в Ифе получила и стекольная плавка — местные модницы украшали себя разнообразными многоцветными стеклянными бусами и кольцами. Особой популярностью пользовались зеленые, темно-красные, коричневые и голубые украшения.

Некоторые из современных традиционных культур Западного Судана генетически восходят к древним культурам африканских империй — Мали, Гане, Сонгаи.


Сущность и сила христианского средневековья