Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Ранней тибетской поэзии присуще постоянное употребление метафорических выражений. Иногда песни построены в форме диалога двух соперников, в вопросах и ответах которых содержаться завуалированные насмешки. Тибетский стих характеризует не рифма, а одинаковое число словослогов в строке, задающее определенный ритм. В отличие от европейской формы стиха, строки тибетского пишутся не одна под другой, а в строчку. Стихотворные строчки отделяются друг от друга только вертикальными черточками — тибетским знаком препинания.

Становление и развитие тибетской литературы началось с создания письменности в конце V — начале VI в. тибетской монашеской общиной. В одной из замурованных дуньхуанских пещер были найдены коллекции древних рукописей, которые дали первое представление о древнетибетском фольклоре, мифах и сказках, сохранившихся фрагментарно.

На этапе развития тибетской письменной традиции, который длился не менее пяти столетий, был создан Тибетский канон — огромное собрание в основном переводных произведений, насчитывающих свыше шести тысяч наименований. Это религиозно-философские тексты, переводы древнеиндийских художественных произведений, трактаты по медицине, астрологии, астрономии, логике, грамматике, поэтике и риторике, иконографии и т. п. Тибетский канон оказал огромное влияние на поведение, мировоззрение и стиль мышления тибетцев.

Второй этап формирования тибетской литературы наступил вместе с появлением оригинальных авторских сочинений, собственной религиозно-философской литературы.

Тибет в XX в. стал понемногу приоткрывать свои тайны. Западному человеку стали доступны религиозно-философские тексты. Сокровенное буддийское учение «ваджраяна», или «алмазная колесница», внезапно получило распространение на Западе — в Европе и США.

Приоткрылась к пониманию «Книга мертвых». Это уникальный памятник литературы и философии. На языке оригинала это название звучит как «Бардо Тёдол». Это древнее учение представляет собой своеобразный «путеводитель» по различным уровням загробного мира («Бардо» — обозначает область, в которую сокровенная сущность человека — душа — попадает после смерти и после нахождения в которой человеку предстоит родиться заново, но уже в новом обличье). В «Книге мертвых» утверждается, что человек вовсе не теряет сознание после момента кончины, которые есть расставание души с пришедшим в негодность физическим телом. Согласно «Книге мертвых», именно после смерти человек получает возможность увидеть воочию цельную картину мироздания, заглянуть в глубины своей собственной духовной сущности. Каждому предстоит убедиться на практике в правильности космогонических и психологических постулатов учения Будды.

Есть шесть миров Бардо: естественное Бардо в чреве матери, Бардо сна, Бардо экстатического равновесия в глубокой медитации, Бардо момента смерти, Бардо постижения реальности, Бардо возвращения к сансарическому бытию. Тибетская «Книга мертвых» — это сборник наставлений, предназначенных умирающему и умершему. Она служит путеводителем по той области Бардо, которое является промежуточным расстоянием между смертью и новым рождением продолжительностью в 49 дней. Книга состоит из трех частей. В первой — «Чигай Бардо» — описаны психические состояния в момент смерти; во второй — «Чёнид Бардо» — состояние сразу после смерти и так называемые «кармические видения»; в третьей— «Сидпа Бардо » — возникновение инстинкта рождения и явления, предшествующие новому рождению. Согласно «Книге мертвых», высшая степень понимания и просветления достигается человеком в момент смерти. После нее возникают «видения», которые приводят к новому рождению. Наставления « Книги мертвых », которые лама читает над мертвым телом, предназначены для того, чтобы на каждом этапе новых иллюзий и заблуждений напоминать умершему о постоянной возможности освобождения и объяснять природу его видений. «Книга мертвых» в высшей степени психологична. В ней говорится: «Твое сознание, сияющее, пустое, неотделимое от Великого Источника Света; оно не рождается и не умирает, оно — немеркнущий Свет, Будда Амитаба» .*

«Книга мертвых» открывает умирающему глубочайшую истину, согласно которой даже боги есть не что иное, как сияние и отражение нашей собственной души; Солнце на Востоке не меркнет, напротив, человеческая душа оказывается светом божества, а божество — душой. «Книга мертвых» говорит о первичности души, что крайне важно именно потому, что это единственное, в чем жизнь нас не убеждает. Умерший освобождается от мира «данностей». В посвящении живущего загробный мир — переворот в его взглядах и стремлениях, психологический загробный мир, или, прибегая к христианским понятиям, искупление мирских соблазнов и греха. Искупление есть отвержение и избавление от неведения мрака, движение к просветлению и освобождению, к победе и выходу за пределы всякой «данности».

«Книга мертвых» описывает процесс посвящения, цель которого — вернуть душе божественную сущность, утраченную ею с физическим рождением. Описанное посвящение представляет собой ряд ослабевающих пульсаций, завершающийся новым рождением. Если карма умершего такова, что он родится мальчиком, то он влюбится в свою будущую мать и возненавидит отца, и наоборот, будущая девочка почувствует влечение к тому, кто станет ее отцом, и отвращение к матери.

Согласно «Чёнид Бардо», реальность, характеризующая состояние Чёнид, — это реальность сознания. «Мысли предстают здесь как нечто реальное, фантазия обретает зримые формы, перед умершим проходят жуткие видения, порожденные его кармой. Первым среди них (если читать книгу с конца) появляется всесокрушающий Бог смерти — воплощение всех ужасов; за ним следуют 28 «злосильных» и 58 «кровожадных» богов и богинь. Божества образуют группы, в которых располагаются по четырем направлениям и различаются символическими цветами. Постепенно обнаруживается, что божества организованы в «мандалы», или круги с четырехцветным крестом внутри.

Читая «Книгу мертвых» с конца, после состояния Чёнид мы достигаем состояния Чигай, где кармические видения прекращаются.

Истинное просветление умерший испытывает не в конце Бардо, а в его начале, в момент смерти, после чего начинается погружение в область иллюзий и неведения — постепенная деградация, завершающаяся новым рождением в физическом мире.

Таким образом, Тибет — это такая страна, где первостепенными являлись духовные ценности, где народ в качестве высшего приоритета выбрал духовный план бытия, где материальные и технические достижения не вызывали интереса, а наукой являлась наука сознания. Но эта уникальная цивилизация в XX в. была уничтожена китайцами. Началом конца стало то, что Тибет оказался закрытой для иностранцев страной, после того как в 1873-1874 гг. англичане предприняли первую неудачную попытку проникнуть туда с завоевательскими целями. В этот период в конце XIX в. Россия и Великобритания вели «Большую Игру» по разделу сфер влияния на Дальнем Востоке. Английское правительство вело враждебную и недостойную политику в отношении Тибета, опасаясь заключения союза между Тибетом и Россией. В докладе Николаю II Бадмаев пишет, что «Тибет, как самое высокое плоскогорье в Азии, господствующее над азиатским материком, непременно должен находиться в руках России ».*

В 1904 г. Тибет пережил тревожный период: вторжение англичан вынудило Далай-ламу скрыться в Монголии, забота о стране была возложена им на членов кабинета. В 1909 г. он вернулся после непродолжительного пребывания в Пекине. В 1910 г. китайцы взяли Лхасу штурмом. И снова Далай-ламе пришлось скрыться, на этот раз в Индии. Во время китайской революции в 1911 г. китайцев изгнали из Лхасы. В 1912г. Далай-лама вернулся в столицу. 31 августа 1907 г. Англия и Россия подписали договор, в соответствии с которым Тибет представляет сферу интересов Великобритании, а Монголия — России. После китайской революции 1911 г. Монголия и Тибет в 1912 г. объявляют о своей независимости от Китая, что подтверждает международная конференция юристов в Симле.

В 20-е гг. советское правительство делало попытки установления дипломатических отношений с Тибетом, но из-за недоверия тибетского правительства к атеистической стране окончательно их прекратило.

Тибет испокон веков предвидел неизбежную гибель собственной цивилизации. И, действительно, на эту страну обрушился геноцид. В 1949 г. Китай, государство с самым многочисленным населением в мире, нападает на беззащитного соседа и без труда быстро завоевывает его. На протяжении длительного времени тибетские монахи успешно отводили угрозу китайской агрессии, щедро делясь духовной силой и мудростью в обмен на мир и безопасность. Подчиняясь новому, коммунистическому порядку, Китай решает, что религия — это яд, а Тибет — отсталая страна, где люди находятся во власти суеверий и нуждаются в переобучении.

В 1933 г., за шестнадцать лет до вторжения китайских завоевателей, Далай-лама XIII предсказал гибель уникальной культуры Тибета. На сегодняшний день нет практически никакой информации о том, что в действительности произошло в Тибете. Ани Падче, тибетская монахиня, одна из немногих, кому удалось вырваться из застенков китайского оккупационного режима, так свидетельствует: «Те, кто рискуя жизнью, пытались отстоять Тибет и его религию, были убиты или арестованы. Монастыри были разрушены, серебряные статуи отправлены в Китай. Из монастырей унесли все до последнего камня. От нас требовали, чтобы мы сознались в преступлениях против новой власти. Людей пытали и подвешивали за ноги к потолку. Когда меня бросили за решетку, мне было всего 25 лет. Вышла я уже старухой. Вся моя жизнь прошла в тюрьме» .* Мы не располагаем точными данными о погибших. Называется цифра в более чем один миллион человек. В июне 1975 г. в Тибете буквально стерты с лица земли многие древние монастыри, бесценные предметы культа конфискованы и продаются китайцами на рынках Непала. В 1959 г. в различных районах Тибета было 2300 монастырей, а число монахов составляло около 3% всего населения, то есть около 200 000 человек. Теперь в Тибете практически не осталось монахов. По сведениям из Лхасы, в знаменитом монастыре Дрепунг, основанном в 1416 г. и насчитывавшем в 1959 г. 8300 монахов, осталось теперь 5 или 6 человек.

Европейцы продолжали исследования Тибета вплоть до конца 40-х гг., неоднократно туда направлялись экспедиции. До сих пор не иссякает к нему интерес, но паломникам туда путь затруднен.


Сущность и сила христианского средневековья