Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Монастыри были не только центрами духовной жизни, но и храмами искусства. Само строительство монастыря представляло высокий уровень развития храмовой архитектуры. Первыми культовыми буддийскими постройками были чортены, их прообразы — индийские ступы. Чортены были для тибетцев символами бессмертия. Тибетские зодчие разработали восемь основных типов этих сооружений, посвященных определенным событиям жизни Будды. Чортены украшались рельефами и окрашивались в очень яркие — красный, зеленый — и черный цвета. Наиболее известным в Тибете стал чортен Готон высотой 65 м, сооруженный в XV в. в городе Гьяндзе. Средняя его часть является основной и имеет цилиндрическую форму с окнами-арками. Выше находится квадратная надстройка, на четырех стенах которой изображены лики Будды. Все сооружение венчает многоступенчатый уровень.

Мандала.

Магическая диаграмма. Тибет. Резьба по дереву.

Сами монастыри как архитектурные сооружения представляли собой прямоугольное здание, меньшие стороны которого были ориентированы на восток и на запад. За монастырскими воротами находился павильон, в боковых галереях которого располагались статуи «Хранителей мира» в образе воинов. Большие размеры скульптур с грозными ликами оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. За павильоном располагался внутренний двор монастыря, где находились ритуальные барабаны, исписанные многочисленными текстами молитв. Паломники касанием приводили их в движение, и молитвы возносились к небу.

Перед главным храмом монастыря происходили религиозные представления. «Высокие стены храма были покрыты штукатуркой и окрашены в белый цвет. В верхней части стен находился карниз, покрытый росписями, которые чередовались с круглыми позолоченными розетками (орнаментальными украшениями в виде цветка). Крышу храма увенчивали металлические (чаще всего из позолоченной бронзы) буддийские символы — цветы лотоса, знамена и т. д. В XIV в. был построен один из самых известных монастырей — Сера, расположенный недалеко от столицы Тибета Лхасы («Жилище бога»); он начал строиться еще в VII в. при царе Сонцзангампо — в пору расцвета и наивысшего могущества Тибета».*

Неподалеку от самого города, на вершине скалы расположился царский дворец, который на протяжении веков перестраивался. Во второй половине XVII в. он стал частью грандиозного сооружения Поталы. 13-этажное здание как бы вырастает из вершины горы. Нижние этажи не имеют окон, а стены дворца наклонены внутрь. Величественная постройка отражается в водах протекающей у подножия реки Кьи-Чу («Счастливой реки»). Высота постройки составляет 83 м, а весь комплекс (с учетом высоты скалы) поднимается над Лхасой на 150 м. К главному входу зигзагами поднимается парадная лестница с крутыми каменными ступенями. По преданиям, в Потале насчитывалось 999 комнат. Кроме резиденции главы буддистов Далай-ламы V, здесь располагались многочисленные залы для приемов и религиозных церемоний, жилые помещения для священнослужителей — лам, гробницы Далай-лам. Надгробие основателя школы тибетской медицины, Далай-ламы V, названного Великим, в Потале достигает в высоту 5 м. Оно украшено драгоценными камнями, а стены и крыши покрыты золотом.

Потала, дворец далай-ламы и монастырь в Лхасе, столице. Тибет. Гравюра 1667 г

Тибетское изобразительное искусство тесно связано с буддизмом. Художники и скульпторы брали сюжеты для своих произведений в буддийских мифах. Тибетские иконы — тханка — представляют собой иллюстрированный рассказ об исторических и легендарных событиях, о жизни проповедника буддизма. Иконы создавались согласно канонам, которые относились к сюжету композиции, размеру, пропорциям и к процессу создания образов. Во время работы художник мог общаться только с ламой-наставником, изображая божество, должен обращаться лицом в определенную сторону света. Любое нарушение строго каралось. В центральной части размещался главный персонаж иконы, вокруг — эпизоды-рассказы о его повседневной жизни, представленные то с юмором, то с состраданием. В дни религиозных торжеств иконы больших размеров вывешивали на склоны гор и холмов в окрестностях крупных монастырей. Многочисленные изображения будд и бодхисаттв скульпторы создавали из дерева, камня, металла, кости или составов из быстро твердеющих смол благовонных и лекарственных растений. Поверхность скульптур золотили, полировали, раскрашивали или украшали чеканкой. На статуи надевали прекрасные ювелирные украшения, а внутрь статуй помещали полоски ткани и бумажные свитки с написанными на них молитвами и заклинаниями. В Тибете было развито декоративно-прикладное искусство. Талантливые тибетские мастера делали искусные ювелирные украшения. Особо отличались кузнецы, работающие по золоту. Они принесли Тибету славу «страны золота».

Отношения между Индией и Тибетом стали довольно оживленными уже с конца VIII в. Строительство первого буддийского монастыря Самье в Тибете было завершено в 775 г. Прославленный тантрик и маг Падмасамбхава положил начало развитию в Тибете школы ваджраяны, занимающейся теорией и практикой наиболее эзотерических аспектов буддизма. Тантрики — последователи учения тантр — добивались состояния совершенства и просветления, а также качества непрерывности просветления.

В распространении буддийской мысли в Тибете выдающуюся роль играл Непал. Через него проходили горные тропы, по которым совершали свой путь тибетские ученики в поисках знаний. Именно в Непале тибетцы получали первоначальные знания санскритской грамматики, после чего они уже могли заниматься изучением философии буддизма в знаменитых центрах буддийского учения — в Наланде и Викрамашиле.

Распространение буддизма дало стимул формированию тибетской литературной традиции. В течение VII и первой половины VIII в. работа по переводам буддийских текстов продвигалась очень медленно. Перевод принял в Тибете широкий размах после завершения строительства первого монастыря Самье и возведения буддизма в ранг государственной религии в 779 г. Нужды перевода санскритских сочинений на тибетский язык вызвали к жизни институт лоцзава — высококвалифицированных переводчиков священных текстов. В результате долговременного совместного труда тибетских лоцзава и индийских пандитов над переводами был выработан философский язык и стиль перевода, позволявшие адекватно производить на тибетском языке санскритские тексты. В ходе работы над переводами была заложена основа тибетского литературного языка.

Тибетский магический круг, охраняющий от злых духов. Рисунок на шелке.

Тибетские лоцзава перевели большое число древнеиндийских сочинений по медицине, поэзии, искусству, астрономии и драме. Многие из этих трактатов вошли в Тибетский канон. Религиозно-философское учение буддизма и различные аспекты трактования им Пути привели к созданию в Тибете философских школ — нинмапа, каджупа, кадампа, сакъяпа и гелугпа.

Тибетская средневековая литература содержит немало повествований о различных магических превращениях, а их герои наделены сверхъестественной способностью творить чудеса. Действия развертываются в древней Индии в период расцвета буддизма. Произведения на бытовые темы, описывающие нравы и обычаи тибетского общества, не получили развития в средневековой литературе Тибета.

Характерной особенностью тибетской литературы является сочетание прозаической и стихотворной форм изложения. Прозой описываются ситуации, а в стихотворной форме дается прямая речь героев, их пространные монологи и диалоги. Таким образом, само повествование напоминает пьесу. Такая композиция тибетских повествований позволяет им превращаться в зрелищные представления, которые часто устраивались во время больших праздников самодеятельными, обычно монастырскими, артистами.

В отличие от других жанров, жанр повествования наиболее далеко отошел от литературы религиозного характера. Он может рассматриваться как полностью светский жанр. Тибетская традиционная литература на протяжении своего многовекового развития не испытала влияний со стороны литератур не только Запада, но и Востока.


Сущность и сила христианского средневековья