Курс лекций по истории искусства Декоративные цветы Начертательная геометрия Типовые задачи и методика решений.

Курс лекций по истории искусства

Культуры, зародившиеся в средневековый период истории.

Мусульманская культура

Возникновение ислама. Мухаммед — пророк новой религии. Последователи Мухаммеда: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Сущность исламской религии, шариат и пять столпов ислама: шахада, салят, саум, закат и хадж. Мировоззрение мусульман. Коран — священная книга ислама. Культовая архитектура Арабского Востока. Роль орнамента. Живопись и скульптура. Литература. Естествознание и медицина. Суфизм — мистическое учение ислама. Роль мусульманства в мировой культуре.

 Мусульманский мир противопоставляют христианскому или европейскому как Восток — Западу. Восток в мусульманскую эпоху продолжал развитие культуры, прерванное в греко-римском мире, и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении ведущее место. Культурный расцвет, однако, относится к началу упадка политического могущества мусульман, хотя крупным завоевательным движениям из Европы мусульманский Восток вообще в своей истории не подвергался. Он не имеет деления своей истории на древнюю, средневековье и новую, что характерно для Западной Европы.

Ислам — создание арабского народа, из его племени корейшитов и города Мекки происходил Мухаммед. Новая религия и тесно связанная с ней государственность в противовес христианству положила начало религиозной терпимости и созданию условий для политического и культурного объединения значительной части человечества. «Мекка — место в пустыне, где не было ничего интересного, где земля не была плодородна, а люди не были сильно продвинуты, где не было ни наук, ни искусства, не существовало процветающего бизнеса или промышленности, — и сейчас привлекает миллионы людей, которые приходят с одной лишь целью: совершить паломничество».* Этот город стал знаменит и интересен как родина ислама и Мухаммеда.

Арабский , халифат в XIII в.

Арабский дом в Северной Африке, напоминающий крепость.

В эпоху расцвета арабской географической литературы, в IX и Хвв., мусульманский мир был гораздо теснее связан с Византией и Россией, чем с Западной Европой. В течение нескольких веков евреи были главными посредниками при культурном обмене между мусульманами и христианами, переводили произведения арабской науки на латинский язык. Ознакомление западноевропейского средневекового мира с арабской наукой было одним из главных их достижений. Непосредственные отношения между Западной Европой и мусульманским миром усилились во второй половине XI в., когда независимо друг от друга норманны на Западе и турки на Востоке нанесли удар по византийскому могуществу.

Связующей духовной нитью культуры Арабского Востока является именно религия. Язык этой религии — арабский. Ислам (араб, покорность), одна из трех мировых религий, возник на северо-западе аравийского полуострова на рубеже VI—VII вв. Арабы, часть семитского племени, в древности перебрались на аравийский полуостров и продолжали вести кочевой образ жизни. Их деятельность освящала Кааба. «Когда Авраам вернулся из Египта после посвящения в мистерии жизни, он прибыл в Мекку, и там был установлен камень в память об инициации, которую он получил от древней школы Египта; и голос, помещенный в камень поющей душой Авраама, звучит и становится слышимым для тех, кто может слышать его. С тех пор пророки и видящие совершают паломничества к этому камню Кааба, а голос все еще существует и продолжает звучать» .

К началу VI в. у арабов сохранялись родоплеменные отношения, и это препятствовало созданию единого политического образования. Нужна была новая идея, которая объединила бы все племена. Такой идеей стал ислам, основоположником которого является Мухаммед (570-632 гг.).

Мухаммед родился в Мекке, рано осиротел, воспитывался сначала дедом, затем дядей, был пастухом, проводником караванов. В 24 года нанялся на работу к купчихе Хадидже и вскоре стал ее мужем. В 40 лет получил первое откровение от Аллаха, который объявил, что Мухаммед является его посланником и должен донести до людей идеи единобожия и социальной справедливости.

Тростниковый дом арабского шейха

Эпоха четырех праведных халифов считается счастливой эпохой (аср са'адат), какой мусульманский мир после этого уже не переживал, так как вместо «заместителей» (халифов) Бога и пророка стали править «цари». В исламе имеет место нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и культуры. Как религия он произошел из ханифизма, иудаизма и христианства, исповедуемых некоторыми арабскими племенами. Ханифизм — домусульманское учение о едином Боге Рахмане (араб, милостивый). В исламе Рахман стало прилагательным имени Аллаха.

Сирийская стеклянная лампа. XIV в

Литературным центром Арабского Востока стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы основные жанры поэзии, система образов, стихотворные метафоры.


Сущность и сила христианского средневековья